Оффлайн-встреча в Киеве:
Песни в гостях у Дерменжи
«Так что, Бог даст, и сами в гости выберемся».
(Цитата из предыдущего отчета).
Вот и выбрались: на Троицу состоялась наша долгожданная поездка Киев. Сперва мы хотели приехать в начале мая, потом в середине, да всё как-то не получалось, но вот, слава Богу, к последним выходным наконец-то собрались. Срок моей беременности подошел уже к 34 неделям, и наши родные опасались, что путешествие окажется для меня слишком тяжелым. И ещё один момент нас смущал: 30-го мая в Киеве отмечается День города не будет ли там слишком много народу?
Но на самом деле всё было замечательно и вовсе не утомительно.
Приехали мы в субботу утром 29-го мая. Прямо с вокзала Серёжа и Маша Дерменжи повезли нас на машине в Лавру. Сменившись после долгих холодов, погода в тот день выдалась тёплая и солнечная, и по пути мы с интересом смотрели на совсем еще незнакомый, по-утреннему пустынный и, как нам показалось, приветливый город. Тем более, что экскурсия по Киеву, по словам Маши, уже началась, поэтому за этот краткий переезд мы успели не только что-то увидеть, но и еще больше узнать.
Да, экскурсия началась, и это действительно было только начало.
В Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре
«Видите ли горы сия?
Яко на сих горах возсияет благодать Божия,
и град велик имать быти,
и церкви многи имать Бог воздвигнути».
(Слова, по преданию сказанные на брегах Днепра
св. апостолом Андреем Первозванным).
Серёжа, как сотрудник типографии Лавры, забронировал нам номер в архиерейской гостинице, чтобы мы могли переночевать нашу единственную ночь в Киеве как гости особо высоко ранга (в Лавре была также и паломническая гостиница попроще).
Известно, что, приезжая в монастырь, часто, бывает, сталкиваешься с каким-нибудь искушением испытанием на терпение и смирение. Наше искушение были совершенно минимальным: просто в гостинице нам сказали, что все места, несмотря на бронирование, заняты. Мы, гости, довольно беспечно отнеслись к этому факту, а Серёжа, конечно, огорчился. Но его надежда на то, что вопрос разрешит гостиничный отец Варнава, кажется, брала верх.
И это была правильная надежда.
Когда чуть позже, в назначенный час, мы подошли в гостинцу, то застали отца Варнаву за объяснением какому-то человеку из Социалистической партии Украины (который не хотел селить своих людей «в два яруса»), что эта гостиница, в отличие от обычных городских, предназначена исключительно для паломников и что те, кто боится «двух ярусов», не паломники. О каких таких «ярусах» шла речь, узнать не удалось, но признаемся, что в более уютной, комфортной и весьма скромной по цене гостинице мы за все свои путешествия еще ни разу не селились (как вы уже, наверное, поняли, отец Варнава быстро, а точнее, спокойно и не спеша, уладил нашу проблему, которая казалась всего лишь небольшим недоразумением).
Впрочем, поселились мы действительно, как было сказано выше, чуть позже, а до тех пор располагали еще определенным временем, и Серёжа повел нас к себе на работу в типографию. А Маша, к сожалению, покинула нас до вечера, так как должна была присутствовать на конференции, связанной с её работой.
Познакомившись с сотрудниками типографии, получив благословение отца Лонгина начальника типографии и попив с дороги чаю (ибо «чай, как правильно сказал Серёжа, это по любому»), мы отправились гулять по Лавре. Надо сказать, что май в Киеве очень красивый месяц, а в Лавре особенно: каштаны, ирисы, пионы, сирень всё цветёт.
По пути в Дальние пещеры Серёжа начал понемногу знакомить нас с историей и современной ситуацией в монастыре. В Пещерах мы прикладывались к мощам многих, подвизавшихся здесь ещё с древних времён, угодников Божиих, молились.
А выйдя из Пещер, встретили Серёжиного друга Максима. Он недавно окончил Киевскую Духовную Семинарию (расположенную здесь же, на территории Лавры) и хорошо знал Пещеры, поскольку был там в своё время послушником; ещё он в своё время хорошо знал, проходя послушание и там, укрытый от посторонних глаз архиерейский сад, особенно место, где растет клубника :-)
Максим взялся провести нам экскурсию по Дальним, в смысле Ближним, в смысле мы все дружно запутались: какие же из них всё-таки какие? И когда Максим с Серёжей пришли наконец к некоторому консенсусу по этому вопросу, наша компания направилась вниз вдоль галерей к Крестовоздвиженскому храму, чтобы посмотреть Дальние, т.е. Ближние пещеры.
Максим старался понемногу рассказать нам о тех, чьи мощи хранятся в пещерах, о том, что было в советские времена, и о том, как изменилась ситуация сейчас. В пещерах всё дышит древностью и молитвой. До чего же велик был подвиг святых угодников, которые жили в этих кельях!
После мы спустились к источнику преподобного Антония, а затем снова вернулись в типографию, чтобы слегка подкрепиться. Серёжа очень здорово покормил нас обедом, приготовленным на кухне для рабочих, а мы лишний раз убедились, как вкусна простая монастырская еда, приготовленная с молитвой.
Отобедав, мы заселились наконец в наш шикарный гостиничный номер и приступили уже ко второй части путешествия по Лавре по верхней её половине. Это основная соборная часть Лавры, но принадлежит она целиком музею, а Православная церковь всего лишь арендует храмы на время богослужения, как, собственно, и все остальные корпуса, находящиеся в нижней части Лавры.
Вообще, несмотря даже, например, на то, что в Украине, в отличие от России, Духов день (понедельник после Троицы) считается официальным выходным, отношение государства к Православной церкви, мягко говоря, неоднозначное. Да и сама Церковь там представлена тоже далеко не однозначно (помимо традиционной Украинской православной церкви Московского патриархата, имеется ещё и УПЦ самозваного Киевского патриархата, а также Украинская автокефальная православная церковь). Сейчас, конечно, не об этом речь, но, в общем-то, всё это очень печально.
Конечно, поразил красотой и величием недавно восстановленный Успенский собор (внутрь нам, увы, попасть не удалось, так как шли приготовления к праздничной архиерейской службе).
Зато мы побывали на колокольне (надо сказать, что путешествуя по разным старинным городам, мы обычно не упускаем случая забраться на какую-нибудь колокольню, используемую в качестве смотровой площадки). Подниматься туда было совсем не трудно, а беременность в 34 недели не стала препятствием для достаточно бодрого подъёма с элементами обгона некоторых совсем обессиливших в процессе восхождения туристов.
И какую же красоту мы увидели сверху! Лавра и ее окрестности: храмы, часовни, монастырские постройки, многочисленные сады и парки, ну и конечно, Днiпр широкий всё это предстало как на ладони. Нам очень понравилось!
Побродив еще немного по Лавре, мы отправились в город. Там Серёжа сводил нас в находящийся неподалёку Введенский монастырь, в котором хранится необычная святыня отпечатавшаяся на стекле икона Божией Матери «Призри на смирение». Помолившись у святыни, мы снова вернулись в наше уютное пристанище типографию.
Подходило время всенощной, которую было запланировано провести в Ионинском Свято-Троицком монастыре. Выдержать всю (а там она по-монастырски длинная) службу в силу своего положения я не могу, но очень хотелось сходить хотя бы на часть.
Монастырь находится на территории Ботанического сада, куда войти можно только по билетам, но «особо умных», которые знают секретный пароль: «Мы на службу», пускают просто так.
На службе мы пробыли около часа, я исповедовалась. А тем временем туда подъехала, освободившись после конференции, Маша.
После мы немного погуляли по очень красивому и ухоженному ботаническому саду, полюбовались на увы! уже отцветающую сирень, и поехали домой к гостеприимным хозяевам. Там нас ждал очень долгожданный (после продолжительной прогулки) и очень вкусный ужин, много фотографий и разных интересных разговоров.
Но вот уже «тихесенький вечір на землю спадає, i сонце сідає в темнесенький гай...», и порядком уставшие хозяева везут нас на ночлег в архиерейскую гостиницу. А ночь была замечательной: в номере уютно, свежо, за окном птички поют просто красота!
С утра мы все вместе пошли на раннюю литургию в Крестовоздвиженский храм. Конечно же, в такой праздник людей на службе было очень много, но всё же и литургия и вечерня с коленопреклоненными молитвами пролетела довольно быстро. Я была очень рада, что удалось причаститься в такой важный день и в таком святом месте.
Дивлюсь я на Київ та й думку гадаю...
После службы, забрав вещи из гостиницы, мы отправились в путешествие по городу. В этот день было чуть попрохладнее, чем накануне, но это было даже хорошо, так как смотреть город в жару тяжело.
Сперва мы поехали в довольно интересный район Киева Подол, где, в частности, находится Флоровский женский монастырь. Он отличается необычным (старым) уставом, что выдает, например, облаченье монахинь; кроме того, этот монастырь необщежительный, т.е. каждая инокиня живет на свои средства и питается отдельно.
Неподалёку расположен тоже довольно необычный и красивый Покровский монастырь, с огромным храмом в честь Николая Чудотворца (одно крыльцо которого может поспорить по размерам с иной часовней). Как сказала Маша, храмы в монастыре не похожи на традиционные киевские, и ближе по стилю, как им кажется, к нашим московским.
Покинув Подол, мы отправились в центр Киева, который по случаю праздника был частично перекрыт для проезда. Серёжа припарковал машину на одной из улочек далее пешком.
Посетили Михайловский собор. Он очень красив, но, к нашему сожалению, находится в ведении Филарета (Денисенко), первоиерарха так называемой Украинской православной церкви. Богослужение на украинском языке, а также и смысл его использования, показались нам малопонятными.
Затем были у Софийского собора, который ныне лишь музей. Прошлись до Золотых ворот и, минуя здание оперного театра, в постройке которого, оказывается, участвовал Серёжин дедушка, спустились к Крещатику и решили прогуляться там.
Там, правда, во всю кипел День города: по улице гуляли толпы народа, стоял страшный шум, многочисленные болельщики скандировали: «Днiпро! Днiпро!» и гудели на весь Киев в прямо-таки паровозные гудки.
Но всё же впечатление от центральной части Киева осталось прекрасное: уютный зеленый город, где очень хорошо сохранилась старинная архитектура.
Следующим пунктом нашей программы был поход во Владимирский собор. Надо сказать, что он всегда был кафедральным собором Киева, но сейчас там, опять-таки к сожалению, кафедра Филарета. Впрочем, храм не потерял своей первозданной красоты, внутри там очень уютно и хорошо. Особенно поражают росписи, сделанные Виктором Васнецовым. К тому же в храме находится святыня (которая здесь, в каком-то смысле, снимает политические разногласия между церквями) мощи великомученицы Варвары.
До поезда оставалось всего три с половиной часа. Но Маша с Серёжей героически нашли в себе силы довести экскурсию до победного конца, т.е. прямо до нашего отправления в Москву. Мы запаслись продуктами на небольшом рынке и отправились в пригородный монастырь Феофанию, где, укрытый в лесном массиве, стоит прекрасный храм великомученика Пантелеимона.
Посмотрев монастырь и подышав чудесным загородным воздухом, наполненным запахом свежей зелени после только что прошедшего дождя, наша весёлая компания решила слегка подкрепить последние оставшиеся силы, после чего мы потихоньку поехали уже к вокзалу, хотя по пути успели посетить небольшой восстанавливающийся монастырь в Голосеево.
Вот и окончилось всё расставаться пора
Но нам очень жаль нам было расставаться с радушными хозяевами, которые потратили на нас столько сил и времени. Они оказались прекрасными знатоками и любителями своего города. Надеемся, что они снова приедут к нам в Москву. А может, через несколько лет, когда подрастёт наша дочка (и тот, кто путешествовал с нами в животике), мы и снова попадем в этот замечательный город!
Спасибо ребятам огромное, за прекрасные впечатления, которые мы получили! И дело, конечно, даже не в том, что они устроили нам великолепную экскурсию, а в том, что это была, как бы банально это не звучало, настоящая тёплая дружеская встреча.
Вера и Саша Песни
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.