Что меня и моего мужа заставило обратиться ко Христу?
Начнем с моего мужа. Дмитрий крестился в 12 лет вместе со своей сестрой в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. Крещение совершал ныне почивший протоиерей Вячеслав Марченков. Тогда воцерковление Димы и его сродников как-то не сотстоялось. А начал Дима посещать храм, взяв пример со своего одноклассника-алтарника, который прислуживал в алтаре Перовского храма Спаса Нерукотворного. Придя однажды в храм, уже неопустительно посещал воскресные Богослужения, сердцем почувствовав правильность этого пути. Коротко, но, пожалуй, ничего не добавишь...
Я примерно так же начинала свой путь ко Христу. У нас в семье есть родственница, очень набожная женщина, Татьяна,мать троих детей. Она к нам часто приезжала из Ленинграда, чтобы посетить святыни Москвы и Подмосковья, когда все наше семейство было еще очень далеко от веры Христовой. От нее мне достался Новый Завет и первая книга — Жития святых святителя Димитрия Ростовского за ноябрь. Не скажу, что я потом каким-то особенным образом изучала эти книги, все как-то сложилось естественным образом. Первое в моей жизни Причастие состоялось благодаря этой женщине, которая взяла меня в храм на службу вместе со своими малыми детьми.
К сожалению, она своими визитами очень сильно раздражала мою нецерковную родительницу, и моя родительница попросила ее больше не посещать наш дом, так как мама не привыкла к такому длительному гостеприимству и нарушению своего давно устоявшегося быта.
Я также очень благодарна своей классной руководительнице, преподавательнице русского языка и литературы школы №1164, Бобровой Наталье Львовне (дай Бог здоровья ей и ее малолетней дочурке), которая разбирала на уроках евангельские притчи, благодаря чему в мои руки на некоторое время попал Закон Божий.
И вот, как-то в один прекрасный Светлый Пасхальный День, мы всем семейством зашли в храм на Пасхальную Вечерню «поставить свечки» (как это обычно делают «захожане»). Это был храм святителя Митрофана Воронежского. Праздничное пение и вся величественная служба настолько меня поразили, что мне не хотелось уходить и я просила родителей не уходить со службы подольше. Так я начала ходить в храм, причащаться каждую неделю, соблюдать посты.
Но моего рвения надолго не хватило, и как только я соприкоснулась с юношескими мечтами и волнениями, ну, и, конечно же, пороками, то ходить в храм мне стало просто стыдно, и я снова стала носиться волнами страстного житейского моря вдали от Христа… пока мой будущий муж не остановил меня и не повел меня в храм 10 марта 1996 года. Мама моя не забудет этот день никогда, поскольку поначалу она очень положительно отнеслась к Диме, и в храм с ним отправила меня именно она.
Как-то мы с Димой готовились к экзаменам по высшей математике и направились в «ленинку» за нужной нам книгой. Получив ее и поняв, что сидеть над ней нам не очень хочется, мы отправились скитаться по попадающимся нам храмам. Это была Троицкая Родительская Суббота. Первый храм был храмом пророка Илии в Обыденном переулке, потом — деревянный храм на территории храма Христа Спасителя, затем мы направились по Кремлевской набережной и увидели стоящую на противоположной стороне храм-колокольню. Долго препирались, переходить ли на другую сторону реки Москвы, так как было непонятно, действует храм или нет. Потом, увидев открывающуюся дверь храма, без сомнений направили свои стопы в этот храм, надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», который и стал нашим приходским храмом.
Зашли мы в храм, с благоговением приложились к бедненьким храмовым иконочкам, осмотрели скудное убранство, заметив беседующего с прихожанами священника, и уже собирались идти далее, как нас остановил настоятель и с великою любовию начал расспрашивать нас кто мы и откуда и пригласил нас на ближайшую службу.
Этот священник в скором времени стал моим духовным отцом, руководя меня и предостерегая от великих падений, которые я могла бы совершить, если бы не его духовное руководство. Несколько месяцев спустя после моего решения Дима тоже избрал себе духовником настоятеля храма Софии Премудрости Божией и храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» протоиерея Владимира Волгина. Его молитвами и руководством состоялась наша семья.
Данилова Маргарита
Крестили меня в возрасте 10 лет заодно с моим двоюродным братом, который был тяжело болен. Тетя металась между клиникой детских болезней в Москве и какими-то бабками-колдуньями в Ростове-на-Дону (откуда родом мои родители). И в какой-то момент ей посоветовали окрестить мальчика. Меня взяли, чтобы мальчик не расстраивался. На какое-то короткое время крещение произвело на меня сильное впечатление, но неподкрепляемое участием в жизни церкви, оно потихоньку прошло. Был еще эпизод, когда года через 2-3 после этого мне попалось Евангелие в виде брошюры с картинками. Я снова пережила неописуемый восторг и очень глубокое волнение и почти плакала, читая о крестных муках Спасителя и думая: «За что?» Но в храм я по-прежнему не ходила, хотя очень уважительно относилась к религии.
В нынешнее же время дорога в Церковь Христову, в эту спасительную пристань очень трудна, несмотря на кажущуюся доступность и распространенность Православия. Человек, у которого все хорошо: есть где жить, где работать и получать деньги, есть дача и машина, чтобы на эту дачу ездить (например, как у нас) имеет так мало шансов попасть в храм как участник, а не как зритель, что просто сжимается сердце от ужаса. И должно что-то произойти такое, от чего у человека откроются глаза. Мой внутренний кризис навел меня на мысль, что было бы неплохо сходить в храм. Но не просто так, а к батюшке, поговорить с ним, как-то проникнуться. Но в какой храм идти, и где там этого батюшку искать, и по какому принципу отобрать именно того самого батюшку было не ясно. Но Господь желает спасения каждой души и уверенность в том, что все уладится не оставляла меня. Я уже работала на тот момент в стационаре, и в одно из отделений устроилась молодая доктор, с которой мы как-то сошлись, а затем наши отношения из просто теплых переросли в дружеские. Она, как выяснилось, была прихожанкой храма Николы в Кузнецах (метро Новокузнецкая). И во многом именно через Оксану состоялось мое приобщение к церковной жизни (сейчас мы уже дружим семьями).
И вот мы первый раз идем на Литургию. Что я там буду делать, на меня же там станут показывать пальцем, я же ничего не знаю и не умею и т.д. и т.п.
Когда мы пришли, литургия еще не началась. Оксана подвела меня к священнику: «Отец Александр, это Юля. Помните, я Вам говорила о ней». Батюшка невысокого роста, в красивой необычной одежде, c очень внимательным глубоким взглядом, как будто он пытается разглядеть, что внутри принес этот человек, почему он здесь и что хочет получить.
Этот взгляд, внутреннее убранство храма, начавшаяся Литургия (в этом храме очень красиво поет хор) и лучи восходящего солнца, пробивавшиеся из верхних окошечек, которые как бы исходили из самого Распятия, расположенного где-то на самом верху иконостаса, все это слилось в моей душе в какой-то изумительный порыв, и слезы сами собой потекли из глаз. Затем сначала по собственному принуждению, а затем по внутренней потребности я стала ходить в храм почти каждое воскресенье.
Дома в связи с этим возникли трения. Мама: «Не трать время на ерунду, в старости все свои смешные грехи отмолишь иди лучше помоги по хозяйству». Сестра (вообще некрещеная, так как за это могли выгнать из военного училища молодого отца): «Это все дурь, у меня Бог в душе, главное чтобы мой ребенок, мой муж и я были в порядке, иначе зачем вообще этот Бог нужен». Потихоньку я молилась в уголке в нашей комнате перед маленьким образком Почаевской иконы Божьей Матери. И только Толя без порицаний и упреков наблюдал за мной. А я с жаром новоначального бросилась агитировать его и спасать его душу. Во многом под моим давлением он начал посещать храм. Но самый большой подарок он приподнес мне своим Причастием. Это случилось на Валааме, куда мы ездили в этом году. Воскресенье и следовательно Литургия выпали на очередную годовщину нашей совместной жизни, и Толя впервые в сознательной жизни причастился. Именно в этот момент я почувствовала, что такое полнота семейной жизни.
А 21 сентября этого же года в нашем храме Всемилостивого Спаса, настоятелем которого является батюшка, мы обвенчались. Слава Богу за все!
Раньше на Новослободской улице находился женский монастырь во имя иконы Божьей Матери Всех скорбящих радосте. Так он и назывался — Скорбященский. Построен он был в конце XIX - начале XX веков. Его постигла печальная участь большинства обителей. Большую территорию его закатали под асфальт и сделали детский парк. От монастырских же зданий остались монашеские кельи и главный собор. Сейчас собор стоит обезглавленным, перестроенным внутри, на бумаге он уже передан РПЦ, на деле его по-прежнему занимают различные фирмы. Поэтому службы ведутся у нас в здании келий, которые использовали как спортзал для института Станкин. Приход наш небольшой, преобладают молодые люди. Но люди у нас достаточно сплоченные, часто устраиваются поездки, чаепития, венчания отмечаются так же всем приходом. Поэтому между собой все зовут это место «домик».
Юлия Баграмова (Балабанова)
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.