Когда я получала права 2 года назад, вся семья смеялась надо мной, не понимая, зачем я это делаю. Они считали это просто растратой денег. И вот, изучив ПДД и отъездив положенные 30 часов с инструктором, я получила «права» (или удостоверение водителя :-) ) после сдачи всех необходимых экзаменов в ГАИ. Следует отметить, что я довольно лихо справлялась с переключением передач, а различные маневры вроде парковки так и остались для меня загадкой :-((
И вот в феврале этого года мне на работе решили выдать машину, правда, всего на несколько месяцев. Сначала конечно я очень обрадовалась, а потом задумалась: «Что я буду с ней делать, как оправдаю «высоко оказанное мне доверие?». Меня выручил отец мужа, водитель со стажем. В течение 2-х недель он с риском для жизни ездил вместе со мной и учил меня. По сравнению с моим инструктором из автошколы этот спокойный уравновешенный мужчина оказался просто идеальным учителем.
Самым сложным в вождении для меня оказалось:
Мои «университеты» скоро надоели мужу, и ... он записался на курсы вождения. Причем он сообщил, что, когда получит права, то в нерабочее время (машина-то служебная) будет водить только он.
В довершение рассказа следует отметить, что мне очень хотелось, чтобы муж был рядом, когда у меня отказали дворники (а на улице, несмотря на апрель, метет снег с дождем), и я была в совершенной растерянности. Потом все-таки доехала до работы с включенной «аварийкой» со скоростью 40 км/час, периодически останавливаясь и вытирая лобовое стекло тряпочкой...
В общем, теперь серьезно задумалась «стоит или не стоит» водить машину самой... Может действительно лучше возложить эту задачу на мужа?
В связи с тем, что нам скоро предстоит еще один переезд - на этот раз уже в собственное жилье, находящееся в необустроенном районе за МКАД, мы с супругом подумали и решили, что, пока есть возможность, мне необходимо выучиться в автошколе и получить водительское удостоверение.
Теоретические занятия в ближайшей к нам автошколе проводятся 2 раза в неделю вечером, когда дома бывают, по крайней мере, двое взрослых (на троих детей). График вождения можно подстроить наилучшим для себя образом. Мы решили, что мне лучше заниматься самой первой в 8:00 (пока спят дети) три дня подряд — четверг, пятницу, субботу. Теорию я посещала исправно, пропустила лишь два раза, когда занятия выпадали на всенощное бдение перед Двунадесятыми Праздниками. Параллельно решала дома экзаменационные билеты, нашла в интернете их электронный вариант и потом уже решала только на компьютере. На сайте ГИБДД решать билеты не стоит, так как вопросы берутся вразнобой, часто повторяются, что-то оказывается неохваченным.
Медкомиссию я прошла в автошколе. Пожелали лишь, чтобы я сменила очки на более сильные (старые у меня, и правда, слабоваты, врач мне выписывала их с большим «запасом», чтобы зрение не портить).
Инструктора у нас оказались чеченцами. Машины было две: девятка и семерка. Мне, как записавшейся в последних рядах, «досталось» учиться вождению на семерке. Первое занятие по вождению должно было быть ознакомительным — трогаться с места, не заглохнув при этом, останавливаться и т.п. Увидев, что все это я умею (меня папа на своей семерке когда-то пытался учить), инструктор повез меня сразу на площадку: «Чем раньше начнешь, тем лучше для тебя». К третьему-четвертому занятию на площадке я под руководством инструктора довольно сносно делала все упражнения. Но на следующих занятиях я уже была предоставлена самой себе, инструктор вмешивался по минимуму, лишь скептически покачивая головой на мои безуспешные попытки въехать в гараж или ровно припарковаться...
К вождению в городе я была «вооружена» новыми очками. Основные ошибки у меня были на правых поворотах — слишком большой радиус поворота вместо того, чтобы прижиматься правее к бордюру, и, по той же причине, въезд не в свою полосу при правом повороте, не переключала скорость на низшую передачу при повороте, не притормаживала перед поворотом. Еще поначалу не замечала сплошных одинарных линий разметки, на которые также нельзя наезжать. На втором занятии по вождению в городе инструктор заставил меня проехать по прямому участку, на котором было ЧЕТЫРЕ лежачих полицейских. Я напрочь забыла, что при торможении необходимо выжимать сцепление, и заклинила двигатель машины, оправдываясь: «Я ж не всю жизнь за рулем сижу!» Лучше б я просто извинилась! Мой чеченец ужасно разозлился на меня в том, что «я его упрекаю», и вылил на меня холодный ушат всего, что он думает о своих учениках. Еще один такой же ушат мне позже пришлось принять за то, что я посмела упрекнуть его в постоянном десятиминутном опоздании на занятие (10 минут от каждого из 14 вождений — 140 минут!!!). Больше я с ним не спорила.
ВНУТРЕННИЙ ЭКЗАМЕН
Ну вот и закончились занятия в автошколе. Директорскую контрольную по глупости и невнимательности написала на трояк (должна была быть четверка). Были накануне в гостях, даже не удосужилась порешать билеты перед контрольной. Результат: из пяти билетов без ошибок - три, в двух - по две ошибки. Пообещали, что на внутреннем экзамене буду снова решать пять билетов. Если бы была четверка, решала бы три, если пятерка — всего два. А накануне все контроли были без ошибок.
На последнем вождении в городе, при возвращении из Марьино в Люблино, нас тормознули гаишники и содрали с моего инструктора-чеченца 500 руб. («Откуда взял лицензию? Кто тебе ее дал?») за то, что я была не пристегнута. У Хаважа в машине не работали раньше ремни, но именно в этот день они уже были исправны, а он об этом не сказал. Я, по привычке, не пристегнулась.
Как получившая тройку на директорской контрольной, пошла сдавать теорию в первых рядах (сначала сдают троечники и двоечники, так как решают бОльшее количество билетов). Троечников приятно обрадовали тем, что они получат три билета для решения вместо обещанных пяти. Благополучно решив все три, я вышла в коридор, уступив место в классе другому ученику. Ошибок на этот раз я не допустила.
Постепенно инструктора отвозили всех, прорешавших билеты, на площадку. Холод жуткий, дождь моросит. Кто-то подрядил своих супругов приехать к площадке на авто, чтобы иметь возможность погреться. Сначала сдавала та половина группы, которая занималась на 99 модели ВАЗ, другая половина дружно мерзла и обреченно ожидала своей очереди (это с 11 часов до 14 примерно). Самые предприимчивые принялись тут же разжигать костер из сухих веток: получалось плохо, поскольку ветки были влажные, и не хватало бумаги. В ход пошла старая распечатка курсов по php, которые я взяла просмотреть еще разок...
Постепенно добрые люди со своими машинами разъезжались после сдачи экзамена. У костра стало тесно, не очень тепло, дымно-курно-сквернословно, и я уговорила мужа приехать, погреть меня в машине и морально поддержать. Супруг мой важный, борода лопатой, зашел на автодром. Директриса, принимавшая экзамен, окошко глянула посмотреть, какая персона пожаловала.
Увидев, что до меня еще очередь не скоро дойдет, Дима уехал за детским питанием и по своим важным делам, по завершении которых снова вернулся в «группу поддержки».
Наконец я села в авто. Директриса милостиво разрешила прийти в себя от холода, и я поехала... Змейка, разворот, заезд в бокс... Э-э-э, куда повело машину. Быстро выправила машину и въехала-таки под одобрительные реплики нашей мадам. Парковка... Муж сказал, что у него защемило сердце, когда я почти перпендикулярно (по его словам) начала парковаться... Снова вывернула руль, выровняла машину. Директриса вынесла вердикт: «Отлично!» и поинтересовалась, кем я работаю. «Мамой, — ответила я,— ну, и дома несколько сайтов по недвижимости веду... Муж в храме работает». «Я, — говорит, — вижу, что в храме. Удачи на экзамене в ГАИ!»
А накануне в Воскресенье я брала дополнительное занятие. В сумерках никогда не занималась, забыла надеть очки посильнее и делала упражнения под конец буквально вслепую, поскольку еще шел дождь. В город я не надеялась выезжать, но Хаваж меня все-таки повез... В результате на правом повороте чуть не влетела в светофорный столб, так как не увидела границу проезжей части и тротуара из-за того, что их влажная поверхность при моем плохом зрении слилась в одну... Думала, обругает меня. Не стал, вопреки своему взрывному характеру…
Экзамены в ГИБДД. Дубль первый.
Теорию, как я и предполагала, сдала без запинки, без единой ошибки. Из всей группы на этом этапе срезалось два человека.
Пока сдавали другие, к нашему инспектору вышел начальник ГАИ, до этого наблюдавший происходящее со второго этажа, и хорошенько отругал его за то, что тот плохо принимает экзамен, не проверяет, как становится машина относительно линий разметки.
Площадку я сдавала шестой, ужасно боялась. Нужно было сделать три упражнения: въезд на горку, змейка, въезд в бокс. Очень пугало то, что накануне на дополнительном занятии до горки мы так и не добрались. Один добрый человек поделился секретом: «Когда начнешь отпускать сцепление, ручник не бросай сразу, а придерживай, пока не почувствуешь, что машина едет...» На горку я, благодаря этому совету, въехала благополучно (из всей группы только один человек не смог сделать это упражнение — сшиб стойку, которую поставили сзади), змейку тоже выполнила без труда, а вот в бокс въехать смогла лишь со второго раза, благо, что вторая попытка дается.
С городом — отдельная песня. Накануне мой инструктор вынес вердикт: «Не сдашь!» и предложил «подстраховаться»: мол, если теорию и площадку сдашь, я предупрежу инспектора, «шоб помог в городе» за не очень крупную сумму. Мы с Димой посовещались и решили, что это будут те же деньги, которые я выложила бы за дополнительные занятия и пересдачу. Инструктор как будто договорился (сначала сдаю, потом плачу), но... Видимо, инспектору не особо понравилась идея помогать только в городе, и он сказал: «Если не будет грубых ошибок, то пожалуйста, а так...». Или же ему сильно испортил настроение начальник ГАИ...
Не успела я тронуться с места и проехать несколько метров, как инспектор предложил мне развернуться. Впереди Т-образный перекресток «Уступи дорогу». Дождалась, пока освободится перекресток, перестроилась на левую сторону, стала разворачиваться и... мне не хватило радиуса разворота из-за того, что я недостаточно выехала на перекресток. В результате: «10 штрафных баллов (из пяти возможных) — движение задним ходом на перекрестке». На душе стало легко и весело :) Ура, я не буду давать взятку, лучше буду сдавать «до упора» и брать дополнительные уроки! В тот день у нашего инспектора самостоятельно экзамен не сдал никто.
Экзамен в ГИБДД. Дубль второй.
До второй попытки сдать город я взяла у своего чеченца три дополнительных вождения в укороченном режиме (по часу вместо полутора, чтобы поменьше платить). На последнем занятии мне уже стало казаться, что у меня есть реальный шанс сдать самой. Впрочем, если инспектор пожелает меня словить на чем-нибудь, то его шансы, в этом смысле, гораздо больше.
Я мечтала, чтобы меня отвез на экзамен муж, поприсутствовал благотворно :) но ситуация сложилась иначе, так как его сестра с утра уехала распечатывать свои кореловские наработки к картографической диссертации, и у нее возникли серьезные проблемы с открытием файлов, пришлось помотаться по разным конторам... Короче, Диме пришлось сидеть с тремя спящими сусликами, а мне, кипящей и бухтящей на золовку, добираться до Марьино самой и мерзнуть, ожидая своей участи и цинично шутя с товарищами по несчастью.
Пошутить было над чем: ибо в месте начала экзаменационного маршрута валялся то ли сбитый, то ли просто упавший дорожный знак «Пешеходный переход».
Расспрашивала, кто на чем завалился в прошлый раз. Кто-то дважды трогался с ручником и разворачивался на опасном повороте, кто-то разворачивался там, где неизвестно откуда появлялся до этого отсутствовавший знак «Только прямо», кто-то сам не понял, за что его высадил инспектор со словами «Надо подучиться!», а кто-то вообще вместо того, чтобы ехать налево, поворачивал направо... Девушка одна заметила, что прямо напротив нас вдалеке виднеется храм, нужно перекреститься перед тем, как садиться в машину. С готовностью поддерживаю ее, говорю, что когда сдавала площадку, так сделала, и сдала.
Очередность устанавливали заранее «с середины». Одна женщина закричала: «Я третья!». Я тут же застолбила второе место. Те, кто не хотел идти первыми, быстренько разобрались, кто за кем. Оставалось самое сложное — найти первого. Вроде бы уговорили одну девушку, но когда подъехало авто с инспектором, и она увидела, что у нас ТОТ ЖЕ САМЫЙ ИНСПЕКТОР, что и в прошлый раз, тут же ретировалась. Спешно протолкнули вперед одного подмерзшего молодого человека, который отпирался и говорил, что «он второй». Ему указали на то, что вторая я, и он обреченно сел к инспектору. Сдал он или не сдал, я так и не знаю, но инспектор вернулся обратно уже без него. Наверное, не сдал, поскольку после экзамена директриса тут же выдает заветную квитанцию для оплаты на 300 р. за получение водительского удостоверения.
Второй села я. Перекреститься, кстати, забыла :(. Увидев, что я в платке (это не прикид, просто я других головных уборов не ношу, если ношу), инспектор поинтересовался, где я работаю. На что я ответила, что дома сижу с двумя дитями, а вот муж в храме работает, и вообще, мы скоро уедем жить за МКАД, так что мне права ВОТ КАК НУЖНЫ. Инспектор не преминул поддержать беседу: «Все под Богом ходим!» Я понимающе поддакнула и повернула на злополучном перекрестке, где в прошлый раз не развернулась, налево, по указанию инспектора.
Николай (так его зовут) потребовал, чтобы я нашла место для разворота. Впереди был опасный участок дороги, проехав его, я начала медлить с поворотом. Инспектор начал меня допытывать, что мне мешает развернуться, и почему я не прислушиваюсь к его указаниям, дескать, нехорошо это... Я промямлила, что на встречной полосе машины, простите, инспектор, счас развернусь. Мне опять не хватило радиуса, хорошо, что не на перекрестке, сдала задним ходом, передачу заклинило, я никак не могла ее выключить. Инспектор, видя мои тщетные попытки, сжалился: «Дайте я!»
Едем в обратном направлении, проезжаю опять опасный участок, получаю указание повернуть направо. Я, во всем подозревая подвох, изумленно переспрашиваю: «Здесь?!!» На что он, не менее изумленно отвечает: «А что? Разве здесь не перекресток?» Я, хлопая глазами и действительно наблюдая перед собой перекресток, поворачиваю направо и уже начинаю соображать, что мы вернулись к началу маршрута. Николай дает указание остановиться за пешеходным переходом, а меня почему-то проносит много дальше. «Я же сказа-ал — за перекрестком!» Оправдываюсь: «15 метров надо». «Да у вас тут все 150 уже!» «Ой-ой, простите!!!»
Потом мне все-таки напомнили, что останавливаться после пешеходного перехода можно уже через 5 м. Инспектор дает расписаться и просит выключить дальний свет, который я с перепугу включила вместо поворотника при перестроении. Краснея за свою дурость, расписываюсь и спрашиваю, сдала ли я экзамен. Шутит: «А вы что очень хотите не сдать?» Фух, слава Богу!
Робко поинтересовалась, могу ли я ему сделать презент — подарить книгу. Инспектор, радостно улыбаясь, получает из моих рук «Пасху красную», и мы прощаемся. Книгу эту я собиралась ему подарить независимо от результата в конце экзамена (подумала, что в начале нехорошо как-то, вдруг подумает, что в ней «что-то» есть).
Получение прав
Я должна была с утра следующего за экзаменом дня ехать в ГАИ получать права, потом быстро-быстро ехать на вокзал встречать о. Л., проезжающего через Москву из Киева в Тулу и везущего нашу долгожданную коляску Мальвина. Однако, как я и полагала, при получении прав не могла не возникнуть заминка...
Поглядывая на далеко убежавшие вперед часы, подхожу к окошку, где выдают свеженапечатанное водительское удостоверение с моей только что отснятой фотографией, предъявляю квитанцию об оплате экзамена, и тут выясняется, что автошкола выдала нам квитанции для оплаты со старыми реквизитами... Время 10:05, поезд прибывает в 10:58... Слов нет, беру квитанцию и мчусь на вокзал.
О.Л. пришлось ждать меня 7 минут. Но чудесным образом оказалось, что тем же поездом в Москву ехали его киевские знакомые, с которыми он никак не находил времени в Киеве встретиться, и вот на перроне киевского вокзала в Москве они столкнулись лицом к лицу и коротали время ожидания моего прибытия за разговорами.
Доехали с батюшкой до нас, разменяли импортные деньги на рубли (тут я по своей замороченности чуть не обсчитала его). Разделить с нами трапезу о.Л. не смог: маршрутка до Тулы отходила через 20 минут. Я, правда, успела с батюшкой пообщаться еще в метро, вкратце описать наше житье-бытье...
Проводила о.Л., накормила детей и снова пошла в Сбербанк оплачивать квитанцию, а затем в ГАИ за правами, где к моему прибытию уже успел случиться обеденный перерыв. Пошла коротать время в Ашан на Люблинской, купила детям еды и фруктов... Возвращаясь в ГАИ, встретила там «своего» инспектора, поздоровалась, виновато объяснила: «За правами иду». Он мне с готовностью объяснил, куда нужно за ними податься. Предложила Николаю записать наш телефон на всякий случай, он не отказался: «Мало ли что...» Оттуда уже направилась домой, еле двигая ногами, неся в паспорте «заветную карточку».
А еще через несколько дней началась настоящая зима со снегопадом и гололедом. И подумала я: «Слава Богу, что я успела сдать до этой погоды! Навыков вождения в таких условиях у меня нет, и экзамен мне было бы не сдать. Слава Богу!!!»
Данилова Маргарита
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.