Взято с сайта еженедельника «Воскресная школа»
Мы провели психологическое исследование в детских садах. В ответ на вопрос: «Во что ты любишь играть?» — пять процентов четырех–шестилетних детей вообще не смогли назвать ни одну игру. Четыре процента назвали компьютерные игры. Более четверти детей предпочли игрушки — в основном машинки, трансформеры, куклы Барби. Остальные упоминали ту или иную подвижную игру, но правила, то бишь ее смысловой стержень, сформулировать смогли лишь единицы. Практически исчезли групповые игры — воздух детской жизни моего поколения. Но осталась игрушка. О ней и поговорим.
Сегодня игрушки — очень прибыльный бизнес, и игровая индустрия расширяется с каждым годом: к настольным, мягким и механическим добавились электронные и компьютерные. Но, глядя на ту или иную «новинку», поражаешься порой вопиющей безграмотности ее изобретателей в сфере детской психологии. Ведь игрушка для ребенка не просто забава, а то, с помощью чего он осваивает огромный сложный мир, законы человеческих взаимоотношений. Посмотрим, что продается в наших магазинах.
Главный детский магазин страны — «Детский мир». Увы, магазин этот перестал отвечать своему названию — это уже не «мир», целиком отданный детям: многие отделы отведены под ювелирные украшения, меха и прочие товары отнюдь не детского ассортимента. Но на первом этаже, в центре, пока, как и встарь, — царство игрушки.
Вот один из самых некогда любимых мною отделов — настольные игры. Они доказали свою занимательность и свою воспитательную ценность. Преимущество их перед другими в том, что игры эти развивают интеллект и сообразительность, учат терпению, тренируют мелкую моторику рук. К тому же, поскольку они рассчитаны на нескольких участников, дают ребенку возможность позитивного общения со сверстниками. Увы, в наши дни их изрядно потеснили так называемые настольно-печатные игры, в которых, как правило, один игрок. Читаю названия: «Пираты», «Повелитель вселенной», «Завоеватель» и т.д. — сплошь то, что ориентирует на проявление индивидуализма, гордыни, тщеславия и культа силы. И все это — на фоне ложной романтики.
Другая «серия» — из мира фантастики: инопланетяне, ископаемые чудовища, вампиры, монстры — словом, выходцы из преисподней, к которой как бы адаптируют наших детей. И конечно же, не обошлось без бизнеса: деньги, рынок, недвижимость — словом, все то, что поощряет в детях страсть к наживе, культивирует обман и мошенничество, — включено в игру. «Подключен» даже такой всеми любимый антигерой, как Остап Бендер (игра «12 стульев»). Есть еще игра — «Конкурс красоты» — наглядное пособие для девочек: как получше выставить свое тело напоказ. «Неужели мамы покупают дочкам эти игры?» — поинтересовалась я. Продавщица пожала плечами: «Весьма охотно»...
Перемены (только к лучшему ли?) видны и в «кукольном» отделе. Для девочек — вместо доброй Кати или Маши — надменная Барби, для мальчиков — вместо миниатюрных оловянных солдатиков — крупный Бэтмен (человек-летучая мышь из американского мультфильма). «Супермен» Бэтмен представлен в разных обличьях, иногда в паре со своим звероподобным врагом. Новинка — кукла Киллер с набором разнообразного оружия — от ножа и пистолета до лазера. Продается хорошо, хотя стоит дорого. Я смотрю, как дородный папа отсчитывает купюры и с каким нетерпением малыш ждет момента обладания завидной игрушкой. А рядом такой же крохотный человечек, оторвавшийся от мамы, тянется на цыпочках к продавщице: «А ангелочков у вас не продается?» Это — мальчики. Ну а девочки, как уже сказано, играют с Барби — куклой с женскими формами, в шикарной одежде — этакий секс-символ, воплощенная мечта общества потребления. Среди множества разных Барби есть и «Барби-Пурпурная страсть». К ней, как и к другим, прилагается «Инструкция-программа», объясняющая, сколько у нее должно быть подруг (оказывается, не меньше восьми!), одежды, мебели, украшений и даже бой-френдов. Таким образом формируются потребности и перспективы жизни.
Что символизируют для любой малышки эти пышные красавицы? Кто они — дочки, подружки? Ни то, ни другое. Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а скорее, горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда.
Кстати, недавно родители трехлетней девочки рассказали нам такую историю. Малышке подарили Барби, которую ожидала печальная участь: после короткого знакомства с куклой и категорической оценки — «Она плохая!», девочка забросила ее в угол и спокойно принялась укладывать спать своего голыша — куклу Катю. Такая агрессия была вызвана тем, что малышка «нутром» поняла: надменная «госпожа» Барби не может соседствовать с доброй и тихой «дочкой» Катей, — и сделала свой выбор.
Нет, не хочется мне задерживаться в этом отделе — пойду-ка я лучше к мягким игрушкам — пушистым и теплым.
Главное достоинство мягкой игрушки — дарить малышу нежность. В ней воплощены какие-то глубинные потребности маленького, беспомощного существа, причем не только человеческого. Американские исследователи — супруги Харлоу, — исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если маленькой обезьянке предоставить возможность выбора между двумя «мамами» — сплетенной из «одетой» проволоки, но с бутылочкой молока, и сделанной из искусственного меха, но без бутылки, то испуганный и голодный детеныш неизменно выбирает вторую — мягкую и уютную, дающую ему необходимое чувство тепла и безопасности. Неудивительно, что наши малыши так любят живых пушистых зверят и до подросткового возраста хранят свои любимые мягкие игрушки. А что продается сегодня в «Детском мире»? Существа неизвестных видов и пород, невообразимо кричащей окраски. Никого из них не хочется взять в руки и погладить...
Выйдя из преображенного «Детского мира», я увидела расположившегося неподалеку на лавочке мальчика, видимо, коротающего время за игрой в ожидании мамы. Он азартно переставлял маленькие фигурки лошадей и наездников из набора «Лего». Крохотные лица в широкополых ковбойских шляпах были нахмурены и оскалены. Один, особенно агрессивного вида, с открытым ртом и выпученными глазами, видимо, изображал воинственную ярость. «Какие у тебя интересные игрушки, — сказала я малышу. — Дай мне, пожалуйста, одного ковбоя — самого доброго». Ребенок посмотрел на каждого наездника, выразительно развел ручонками и кратко ответил: «Нету!»
Вы, наверное, заметили, что я обошла отдел электронных игр. Нет, я не забыла о нем, просто считаю, что электронные и компьютерные игры — этот идол сегодняшней жизни наших детей — заслуживает отдельного разговора и осмысления. А пока подержим еще раз мысленно в руках мягкого, теплого Мишку, большой разноцветный мяч и, конечно, куклу — но не разряженную даму, а куклу-дочку, нуждающуюся в любви и заботе маленькой «мамы». И улыбнемся напоследок наивному и доброму детскому вопросу: «А ангелочков у вас не продается?»
Вера АБРАМЕНКОВА,
ведущий научный сотрудник
Психологического института Российской академии образования
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.