Взято с сайта «Свет православия»
Каждая личность, каждая семья уникальна. И то, что первоначально было лишь личным советом, относившимся ко вполне конкретной ситуации, преподнести в виде систематического и более общего учения о христианском воспитании детей — задача нелегкая. Ее можно было бы сравнить с попыткой составить учебник по аскетике на основании отдельных святоотеческих изречений. Я предпочла придерживаться, насколько возможно, неофициального характера первоначальных бесед, ни в коей мере не претендуя на полноту обзора всех сторон христианской педагогики.
Возможно, некоторые спросят, что дает право монахам или монахиням говорить о браке и о воспитании детей. А кто-нибудь, может быть, и смутится тем, что монах касается интимных аспектов супружеской жизни. Даже некоторые из тех, кто готов принять совет, подчас однако, могут подумать, что давший его монах не в состоянии понять, насколько трудно бывает ежедневное выполнение его на деле в течение долгих лет. Безусловно, сказать всегда легче, чем сделать. Однако, если на ком-то лежат пастырские обязанности (а в Православной Церкви миряне на протяжении веков обращались в монастыри с окормлением по всем вопросам своей жизни), то ему придется иметь дело с реальными условиями своей паствы. Монашество — особый путь, на который призываются отдельные личности; но это не значит, что они должны быть непременно несведущи об обычном ходе общечеловеческой жизни. Это правда, что многое из того, о чем мы будем говорить, лежит вне личной жизни монашествующих. Тем не менее, когда монах, например, становится миссионером, он не может говорить с туземцами так же, как с новоначальными иноками в своем родном монастыре. Он должен знать проблемы, и нужды, и язык своей паствы. Все мы — монахи и миряне — стараемся жить тою же, христианскою, жизнью, только в разных условиях. Монах не может безответственно говорить о жизни по Евангелию, когда его личный опыт монастырской жизни ежедневно научает его, сколько усилий она требует от человека, и когда речь идет о спасении детей, которых он знает и любит.
Если мы, как христиане, привыкли рассматривать всякий аспект своей жизни в перспективе Божественных заповедей, то скорее всего мы так сформулируем то, чего мы желаем своим детям: христианское воспитание — это то, что может помочь нашим детям обрести по словам Апостола Павла, ОБРАЗ БОЖИЙ. Наше слово «образование» происходит от слова «образ», и воспитание значит «формирование». Св. Ап. Павел говорит о Христе, Который, «будучи образом Божиим», принял «образ раба» (Фил. 2, 6-7). Святые Отцы учат, что «Бог сталчеловеком, чтобы человек мог стать богом». Здесь видна связь между воспитанием и Божественным планом нашего спасения. Все, о чем мы будем говорить, можно свести к одному: какого образа бытия мы желаем своим детям?
Если цель нашей жизни — достичь жизни Божественной, то каждый момент ее приобретает необычайно важное значение; каждый аспект нашей жизни требует много мудрости. И человеческой мудрости оказывается недостаточно для того, чтобы следовать Христовым заповедям; без Христа мы безсильны сделать что-либо божественное. Бог предлагает нам самую Свою жизнь, но мы при этом всегда остаемся Его творениями, и это — практически означает, что наша задача — и не только духовников, но и каждого из нас — вопрошать Бога, что делать, что сказать, и как выразить то, что хотим сказать. В воспитании детей ни знание детской психологии, ни даже тонкая интуиция в отношении собственных детей сами по себе не приведут к Вечной Жизни, к Богу, если мы не будем призывать Божественную благодать своей молитвой. Нам необходимо молиться — утром, вечером, во всякий момент, когда мы нуждаемся в том, чтобы узнать волю Божию и научиться распознавать внушения Божии. именно практикой молитвы, мы достигаем своей высшей цели: спастись и помочь своим детям достичь жизни вечной.
В наше время все реже говорят о браке, а если и касаются этой темы, то часто ограничивают ее только любовью между мужем и женой. Таковая любовь может действительно быть благословением и даром Божиим, но первейшей целью брака является воспитание детей-христиан, новых сыновей и дочерей Божиих. К этой священной задаче должно быть самое серьезное отношение с самого зарождения семьи. И даже еще до совершения помолвки будущие супруги должны вместе обсудить ее. Молодые муж и жена не должны забывать о том, что они получили благословение стать не много не мало как соработниками Божиими в создании новой личности. Они должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие (хотя бы потенциальное) в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно. Им должно сходится вместе со страхом Божиим, молясь о Божием благословении, чтобы произошло зачатие духовное, не только физическое. В наше время слышно столько банального, грубого и богохульного о супружеских отношениях! Христианам необходимо помнить, что они соучаствуют в творении Божием.
Когда мы передаем жизнь новому поколению, наша задача дать жизнь не только телесную, но и духовную. Важное место для нас занимает труд, чтобы прокормить и одеть ребенка; важнее — обезпечить ему здоровое интеллектуальное и эмоциональное развитие; но несравнимо важнее — побудить его рост духовный. Духовная жизнь — это самое ценное, что мы можем дать нашим детям в наследство.
Ни о ком нельзя думать, что его жизнь предопределена — началась ли она в близости к Богу или нет; в любой момент Бог может призвать нас к Себе и изменить нас Своею благодатию и нашим покаянием. Но тем не менее родители — христиане могут повлиять на духовное благосостояние своих чад, окружая их любовью и молитвою с самого момента зачатия.
Теперь нередко дети рождаются «нежелаемыми», а иным и вовсе не позволяют появиться на свет. Каждый ребенок должен быть принят в семью с любовью. Любовь, которую младенец получает от своих родителей в самом начале своей жизни — незаменима; это то прочное основание, на котором он будет строить всю свою жизнь. Недостаток этой любви оставляет раны — неисцелимые, если только не будет дано младенцу особой благодати любви к Богу, потому что те, кому не хватило родительской любви с самого раннего возраста, обычно бывают слишком слабы для перенесения душевных страданий, даже тех малых ударов, которые неизбежны при жизни с другими людьми.
Из жизни святых и из Священного Писания известно, что и в утробе матери дети способны ощущать присутствие Божие. Вспомним Св. Иоанна Предтечу, который взыграл в утробе матери, когда почувствовал присутствие воплотившегося Господа. В жизни Преп. Сергия читаем, что он трижды возгласил из чрева матери в наиболее важные моменты Божественной Литургии.
Впечатления, которые получает ребенок еще во время внутриутробного развития, в значительной мере влияют на его физическое, душевное и даже духовное состояние. Неплохо со вниманием относиться крекомендациям докторов о здоровом питании во время беременности. Однако, одной заботы о здоровье недостаточно. Если имеет родиться духовное существо, родители, особенно мать, должны непрестанно молиться за своего ребенка во все время беременности, исповедуя тем самым, что это настолько же чадо Божие, как и их. Матери непременно необходимо часто исповедываться и причащаться. Не следует подвергать ребенка в утробе излишнему шуму, или такой, скажем атмосфере, которая порождается некоторыми фильмами или ссорами. Во многом определяют ту атмосферу, в которой происходит развитие ребенка, материнские мысли и чувства. Ее сердце должно изливать любовь и быть исполнено ожидания и молитвы за ее нового младенца.
Ожидающая ребенка женщина должна молиться Матери Божией, чтобы плод ее чрева тоже мог быть благословен. Матерь Божия — Заступница и руководительница всех воспитателей благодаря Божественному Младенцу, Которого Она выносила и воспитала — воспитала в этом мире, на этой земле.
Акушерки говорят, что новорожденный узнает голос своего отца, потому что еще до рождения слышал его возле своей матери. Отношение отца к еще даже неродившемуся младенцу и настроение в доме очень важны для дальнейшего духовного развития ребенка.
Христос сказал, что, когда родит, мать забывает болезни рождения, в своей радости «яко родися человек в мир» (Ин. 16,21). Эти слова показывают, что для Самого Бога рождение каждого младенца есть событие — каждая личность в глазах Божиих уникальна — это «другой», «ты».
Один старец советовал матери, готовящейся к родам, запечатлеть рождавшегося младенца духовной печатью, постоянно творя Иисусову молитву во все время пребывания в роддоме, и даже непосредственно во время родов.
Если мы молимся и мало-помалу научаемся жить в духе молитвенном, мы создаем атмосферу, в которой дети начинают чувствовать вкус молитвы и присутствия Божия. Если мы пребываем в этом духе, даже без слов, даже прежде, чем ребенок начнет говорить, он может получить естественный вкус к молитве и желание знать Бога.
Когда младенец родился, родительская любовь к нему выражается многими способами, не последним из которых должна быть молитва. Можно молиться возле ребенка, совершать свои молитвенные правила у его кроватки — и вообще окружить его молитвой. Можно молиться внутренне, когда держите его на руках. Можно благословлять его крестным знамением и просить Господа, Матерь Божию, Святых благословить и защитить младенца. Когда вы смотрите на своего спящего ребенка, можно молиться за него и осенять крестным знамением его кровать с головы до ног и слева направо. Знаю одного отца, который каждый вечер, когда его сын спал, молился коленопреклоненно, пламенно умоляя Бога наполнить жизнь его сына Своею благодатью.
Св. Иоанн Златоуст в своем труде, посвященном воспитанию детей, говорит о наречении ребенку имени (когда читаешь слова святого об этом, как и о многих других вещах, чувствуешь, что этот труд мог бы быть написан не далее как вчера — так живо он соотносится с проблемами современных родителей). Ему известен обычай называть ребенка в честь какого-либо родственника или литературного героя, но он настаивает, чтобы именовать детей в честь Святых, да имеют пример Святого перед глазами. Даже в том случае, если ребенок все же получает имя какого-либо родственника, нужно, чтобы он знал о Святом, имя которого он носит. Нам же должно молиться этому Святому, испрашивая нашему ребенку его благословение, следует повесить возле младенца икону его Святого и, позже, рассказать житие.
Православная Церковь имеет специальные чинопоследования для младенцев: наречение имени в осьмый день, в сороковой день после рождения, посвящение ребенка Богу, молебен о начале учения и т.п. Не пренебрегайте этими сокровищами.
Наши отношения с Богом не являются чисто интеллектуальными. Мы можем сознательно знать Бога, прежде, чем начнем говорить. Поэтому Православная Церковь допускает детей ко Св. Крещению и Св. Причащению. Иные склоняются к мысли, что лучше не крестить детей, чтобы они выросли и сами выбрали свой путь. С тем же успехом можно не кормить ребенка, а подождать, пока он будет достаточно взрослым, чтобы самому выбирать себе пищу по душе. Или не разговаривать с ним, предоставляя ему возможность выбирать себе язык по вкусу. Нужно понимать, что Крещение дает нам духовную свободу, а не отнимает ее.
Родителям следует найти своему ребенку таких восприемников от купели крещения, которые понимали бы, что их первейшая обязанность — заботиться о духовном росте своего крестника.
Благодать крещения никогда не отнимается. Ее можно заглушить грехом, ее можно оставить в забвении, но лишиться ее нельзя. Получившие в детстве семя крещения, скорее повернутся (вновь вернутся) к Богу и будучи уже взрослым, даже если бы они не были воспитаны как христиане.
Для ребенка значительно лучше, (если никакой физический недостаток матери не препятствует этому) быть вскормленным материнским молоком. Это признает и современная медицина. Но я особенно хочу подчеркнуть духовный аспект питания. Ребенку лучше, если то, что питает его, что формирует его тело — это энергия любящей и молящейся человеческой личности.
Мать должна постараться пребыть в мире и молитве во время кормления, чтобы ребенку получать вместе с физическим и духовное питание.
В наши дни роль матери часто принижается — результат глубокого духовного невежества. Как христиане, мы должны почаще размышлять о роли Матери Божией и сонма матерей святых, имена которых также занесены в Святцы, чтобы освободиться от всех сомнений о святости материнства.
Материнство дает пример жертвенной любви. Весь день мать отдает детям, особенно пока онималенькие, и в каком-то смысле она как бы лишена своей жизни, отдав ее семье — но именно эта любовь и созидает ее как личность, образом Христовым.
В первые месяцы жизни младенец почти полностью зависим от матери, но уже в самом начале немалую роль играет и отеческая любовь и ласка. Жизненная необходимость этого понятна психологически, но то же справедливо и в духовном смысле. Одна из трагедий современности состоит в том, что вырастает так много детей, для которых образ отца негативен или отсутствует, и это представляет собой угрозу их отношения с Богом, Отцом Небесным. Отцам необходимо делать усилие над собой и находить время для общения с детьми.
Когда ребенок кричит и шумит, не дает спать, мешает присутствию на полной Литургии, надо постараться не забывать о том, что он есть Божие творение, ребенок Бога, дар Бога, и такими мыслями преодолевать раздражение на него.
Первые три года жизненно важны для роста младенца — физического, интеллектуального и духовного. Именно в эти годы формируется характер, и борение родителей может быть чрезвычайно утомительным и напряженным — но каждое усилие не напрасно. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Не жалейте трудов, ведь вы трудитесь для себя; ибо жизнь ваша будет легче, если ваши дети будут добродетельны».
Св. Иоанн Кронштадтский пишет: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадит и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответствующие плоды по приходе детей в возраст».
На доме почивает благословение, когда все дела в нем совершаются с молитвою. Пища, приготовленная с любовью и молитвой, сообщат благословение Божие всем, вкушающим ее. Одеваясь, можно молиться «Одень мя Твоею праведностью, Господи». Входя и исходя из дома: «Благослови моя входы и исходы, Господи». И множество подобных кратких молитв на все случаи. Принято также осенять себя крестным знамением и молиться перед началом всякого путешествия.
Привожу еще выдержку из прав. Иоанна Кронштадского: «Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола, и усвоении ее Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: «Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», и еще: «Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою». Моешься дома или в бане, говори: «Окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся». Надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже». Обнову сшил и надеваешь ее — думай об обновлении духа и говори: «И дух прав обнови во утробе моей». Отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского. Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам — о Теле и Крови Христовой и алкай этого хлеба, т.е. желай чаще его причащаться; пьешь воду или чай, или мед сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями, — о Пречистой и Животворящей Крови Спасителя; отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подвизавшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобыподнебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостию человеческою; спать ли ложишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные; встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом — паче нынешнего солнечного дня — дня Царствия Небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу, или от всего сердца покаявшиеся Богу в этой временной жизни; идешь ли куда, думай о правости духовного хождения пред лицем Божиим и говори: «стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие»; делаешь ли что, старайся это дело делать с мыслию о Боге Творце, все соделавшем безконечною премудростию, благостию Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подобию
Своему; деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай, что сокровище наше неистощимое, от коего все сокровища души и тела, источник приснотекущий всякого блага — есть Бог, вседушно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце безценному и живому Сокровищу — Богу, но уделяй из своего состояния требующим нуждающимся, нищим братиям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности; видишь ли белый серебряный блеск,т.е. серебро, не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя; видишь ли златый блеск, или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато огнем очищенное и — что тебя самого Господь хочетпросветить, как солнце, в вечном светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце Правды — Бога в Трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу и вся Небесные Силы, и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием».
В сказаниях о св. отцах-пустынниках в Патерике можно прочесть о том, как пища, приготовленная неким подвижником для братии, была особенно вкусна. Будучи спрошен о том, что причиною сего: способ ли приготовления или состав варева, он отказывался признать что-либо особенное в приготовлении простой вареной чечевицы. После многих уговоров он раскрыл свою тайну: во время приготовления пищи было у него в обычае часто произносить покаянную молитву.
Находясь дома, мать гораздо свободнее может молиться, хотя бы она была и очень занята, чем кто-либо на работе вне дома. Вообще работающая мать должна идти на то, чтобы работать вне дома, только по действительно веским причинам, и не теряя при этом чувства, что ее первейшей обязанностью остается семья. Ее заработок должен быть действительно необходимостью для семьи. В некоторых случаях может быть и психологически необходим некоторый отдых от постоянного сидения дома, но это не значит, что мать должна стремиться к карьере. Присутствие матери дома благотворно влияет на дух семьи; это хорошо выражено пословицей: «Мать дома — как сердце на своем месте». Духовная роль матери в семейном «организме» важнее любого финансового подспорья, которое она может доставить; и ее место в структуре семьи невосполнимо, особенно в современной нуклеарной семье.
Иногда родители жалуются, что они слишком заняты или устают, чтобы выполнить молитвенное правило. Однако каждому по силам периодчески (например, каждый час или полчаса) произнести один раз, медленно, всем своим существом, выбросив все постороннее из головы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Напряженность молитвы, хотя бы и такой коротенькой, производит то, что ощущение молитвенного состояния и присутствия Божия сохраняется долгое время, даже при большой занятости; некоторые могут так и пребывать в этом молитвенном состоянии до времени произнесения очередной молитвы.
Иные говорят, что забывают о Боге, когда выходят из церкви. Сама христианская семья должна быть «малой Церковью» (Св. Иоанн Златоуст). Дом должен быть освящен священником, в нем должны быть иконы и гореть лампада. Иногда может помочь слушание духовной музыки. С другой стороны, не следут строго избегать всех разговоров на «мирские темы» с нашими домашними и друзьями. Гораздо важнее постараться в сердце хранить дух молитвы и память о Божием присутствии. Каждое утро можно просить: «Господи! Если я забуду Тебя — Ты не забудь меня!» или «Господи, сохраняй детей моих, даже когда они не будут помнить о Тебе!».
Целью христианских родителей и учителей, которую им нужно всегда хранить хотя бы в глубине сознания, должно быть: вдохновлять детей к личной любви ко Христу и к Матери Божией. Если ребенок вырастет, почитая Господа и Матерь Божию, как любимых личностей, эта любовь утвердит его сердце в Боге, и даже если он позже пройдет через сомнения, и даже отойдет от Церкви, по крайней мере, он не будет против Христа в сердце своем, а это может оказаться довольным для его спасения.
Религиозное воспитание детей осуществляется преимущественно личным примером и молитвенной атмосферой любви в доме. Здесь затрагивается детское сердце; без объяснений ребенок стяжевает молитву как самое естественное дело, и, не нуждаясь в логических доказательствах, он знает Божие присутствие.
Из жизни святых можно часто увидеть, как на судьбу того или иного святого повлиял кто-нибудь праведный, которого он просто видел. Св. Нектарий, например, всегда помнил любовь своей бабушки и как она стояла на молитве перед иконами.
Любовь, и молитва, и пример бывают куда более эффективны, чем слова — в действительности, они-то и дают силу словам — в деле приведения детей к Богу. Наш труд, как родителей и религиозных наставников, — часто труд скрытый, подспудный, и он дает нам опыт «страшного» аспекта человеческой свободы: никто не может навязать любовь к Богу другой личности. Мы бы и не хотели, чтоб было иначе; мы хотим любить Бога свободно и желаем этого всему человечеству. Но в то же время наша молитва за любимых детей причиняет нам непрестанную внутреннюю боль. Легче говорить, чем молиться.
Когда мы пытаемся объяснить детям словами что-то о Боге, и подходящие слова не приходят, или разговор уклоняется в сторону, не нужно во что бы то ни стало продолжать объяснение — мы должны следовать вдохновению от Бога и настроению ума ребенка. Не столько словами мы сможем помочь нашим детям, сколько своим хождением пред Богом. Иные взрослые христиане думают, что Бог не присутствует в разговоре, если Он не является предметом разговора.
Наилучшие педагогические методы бывают направлены на то, чтобы научить детей учиться. Есть такая пословица: «Дай сыну рыбу, и он хорошо поест сегодня; научи его пользоваться удочкой, и он будет хорошо есть всю жизнь». Подобным образом мы понимаем нашу задачу, как православных родителей и наставников. Мы вдохновляем наших чад любить Бога и учим их, как искать волю Божию о себе. Если дети научены любить Бога, все прочее приложится им (Мф.6, 33).
Дети в православных семьях (и не в последнюю очередь в семьях духовенства) иногда страдают своего рода «несварением» от излишнего слышания о Боге, или о церковных делах. Они могут из вежливости продолжать слушать, но нельзя не заметить, что им уже совсем не интересно слышать что-либо о Боге, и даже что они уже начинают уставать «от Него» и хотели бы отдохнуть «отНего». В воскресной школе всегда можно увидеть детей с очень неодинаковыми способностями и расположенностью слушать о Боге. Мы пытаемся вдохновить, но мы не должны навязывать. Даже один и тот же ребенок может быть в одно время более духовно восприимчив, нежели в другое.
По каким критериям мы судим о ценности урока по Закону Божию? Гораздо важнее, если дети уходят из класса с большим желанием любить Бога, чем если выполнена программа преподавателя. Бывает, что какой-нибудь предмет особенно занимает сознание детей, и иногда может быть духовно плодотворнее поговорить об этом. Иногда их перебивания и замечания (не в том случае, конечно, если они хотят просто помешать ведению урока из баловства), дает ключ к их действительному состоянию и интересам. Истинная проба таким урокам не в том, сколько фактов запомнили дети, а в том, вышли ли они из класса с более глубоко прочувствованным сердечным убеждением, что Церковный путь — путь настоящей жизни. Имена и факты — только крючки, на которых можно развесить перед детьми эту истину.
Многие хотели бы услышать от учителя перечисление детских вопросов или ответов о Боге. Дети, и правда, говорят очень трогательные или забавные вещи. Но беседы с детьми совсем не похожи на коллекционирование занятных высказываний. Ребенок, однажды давший повод его процитировать, мог до этого потребовать месяцы, и даже годы — не балуя учителя никакими «показательными» высказываниями — на то, чтобы в нем, наконец, зародилось доверие к учителю. А еще учитель мог потратить многие часы, говоря о телевизоре, или о школе, или еде, или играх, — прежде чем ему было позволено хотя бы упомянуть о Боге.
Самые лучшие учителя — это те, которые в хороших отношениях с детьми. Дети часто готовы принять вполне категоричный ответ от того взрослого, чью любовь чувствуют и чьему мнению научились доверять. «Ничто не бывает столь поучительным, как сие: любить и быть любимым» (Св. Иоанн Златоуст).
Иконы очень хороши для детей, чтобы узнать и полюбить Христа и Святых. С самого раннего возраста ребенок может иметь иконы Спасителя, Божией Матери, Святого над своей кроваткой и в комнате. Иконы возбуждают в детях вопросы, и сами иконы отвечают на них. Иконы должны всем нам говорить прямо, зримо — взрослые так любят выражать словами и рационализировать даже свой зрительный опыт! Дети часто постигают глубокиебогословские тайны через иконы — например, сравнивая икону Распятия с иконой Воскресения. Они не всегда могут адекватно выразить постигнутое таинство, но их слова и выражение лица показывают, что оно проникло в их сердце и сознание.
Икона может очень помочь на уроке Закона Божия; но к ней всегда должно сохранять почтительное отношение, как к предмету, требующему благоговения, даже в том случае, если в центре внимания ставится ее педагогический аспект.
С ранних лет можно привить детям любовь к Священному Писанию и Житиям Святых. Необходимо, чтобы они видели по своим родителям и наставникам, что и Писание, и житийные истории насущны и жизненны для нас и сегодня, — и это гораздо важнее, чем то, сколько они прочтут и как много исторических фактов запомнят. Необходимо и разнообразие в том, что мы рассказываем им дома. Безусловно, в программе воспитания и обучения, дети будут знакомиться и с художественной литеруатурой, народными сказками. Рассказы из Писания и из житийной литературы должны преподноситься как наиболее достойные внимания; и чтение их не должно стать «благочестивой обязанностью».
В общении с детьми родителям и педагогам необходимо руководствоваться молитвой. Даже в самых обыденных ситуациях родитель должен молитвенно воззвать внутренне к Богу, пусть хоть коротко или даже без слов, и следовать тому, что Бог положит ему на сердце сказать или сделать. Решение, реакция должны приниматься не столько размышлением, сколько сердцем и молитвой. Отвечая на детские вопросы, взрослый должен руководствоваться молитвой, исповедуя пред Богом, что Ему Одному ведомо, что этому ребенку лучше в данной ситуации.
Немыслимо предложить готовые решения проблем, которые могут возникнуть в любой момент в течение многих лет, или готовые советы для ситуаций, которые могут ежечасно изменяться; ибо говоря о воспитании детей, мы говорим о человеческих отношениях и личной свободе. Для родителей-христиан может быть только единое «правило»: спрашивать Бога в горячей молитве.
Те, кто имеет дело с детьми, хорошо по утрам так молиться: «Господи Боже, Ты один знаешь это чадо Твое, его сердце, его нужды, его будущее. Помоги мне не ошибиться в моем общении с ним сегодня!» Под «общением» мы понимаем все наши дела, слова и поступки — не только наши разговоры о Боге. Мы должны носить в себе убеждение, что Бог готов коснуться сердца каждого человека. Необходимо понуждать себя на молитву, потому что только такие попытки доставят нам опытность. Таково учение Святых.
Св. Иоанн Златоуст, говоря о научении детей правильной речи, указал на то, что важно и для всех аспектов христианского воспитания: все заключается в личном примере. Слова и особенности речи родителей непременно повлияют на речь детей. Св. Иоанн Златоуст говорит, что если дети услышат оскорбительные или агрессивные интонации в речи родителей, они тоже выучатся тому же.
В воспитании детей ПОСЛУШАНИЕ должно прививаться, как неотъемлемая, естественная часть жизни с самого раннего возраста. Гораздо проще привить навык к послушанию с самых первых шагов жизни ребенка. И в этом пример родителей тоже имеетпервостепенное значение; если в них не видно уважения к воле друг друга — ребенок не научится к послушанию. В духовном смысле послушание жизненно необходимо; а детям, которые не приобрели его маленькими, будет очень трудно стяжать его позже. (Самолюбивому взрослому очень тяжело измениться, если всю жизнь его портили). Дети, которые всегда поступают по-своему, или которым позволяется капризничать с целью получить, что они хотят и когда хотят, не смогут научиться любить — ибо послушание есть выражение любви. Послушание растет со зрелостью. В начале оно значит: «Делай, что тебе сказано», но для взрослого оно означает: «Предпочти волю другого по любви».
Игры и задачи, которые предлагаются нашим детям, не должны всегда быть легки для выполнения, и проблемы — для решения. Это один из пороков современности: стремление избегать того, что требует борьбы и труда, или хотя бы просьбы о помощи. Некоторые педагоги считают, что если ребенок не будет иметь во всем успех, то разовьются комплексы. Какая-то доля успеха и удовольствия необходима для поощрения и снятия напряжения — но необходимо также иногда и присутствие трудности, возможности испытать свои силы и даже потерпеть неудачу. Духовно необходимо научиться терпению, перенесению неприятностей, смирению. И опять — родительский пример сохраняет свою огромную важность. Дети научаются из реакций своих родителей на случающиеся с ними болезни, потери близких, финансовые убытки и т.п. Детям надо представлять возможность помогать по дому в том, что им по возрасту посильно, даже если они еще слишком малы, чтобы быть действительно полезными, и даже если задача еще слишком сложна для них, чтобы выполнить ее как следует. Через это они научатся тем обязанностям, которые впоследствии станут их собственными, и, главное, научатся самоотвержению. Это же поможет им по достоинству оценить то, что делают взрослые для них.
Одна из характерных черт христианской жизни в миру — это щедрость, гостеприимство и милость к тем, кто нуждается. Этикачества можно заложить в детей с раннего возраста. Дело не последней важности, например, чтобы они умели делиться своими вещами и принимали участие в гостеприимстве.
Св. Иоанн Златоуст, касаясь мер наказания детей, говорит, что родителям больше подобает наказывать своих чад строгим тоном голоса и предупреждением, нежели мерами физического воздействия. Но, кажется, Священное Писание и св. отцы не воспрещают телесных наказаний — напротив, предостерегают против излишней мягкости, портящей ребенка. Эти слова св. Иоанна Златоуста раскрывают смысл телесных наказаний в контексте родительской ЛЮБВИ. «Гневаясь, не согрешайте» (Еф. 4,26). Если гнев необходим, после того, как кроткие упреки не подействовали, это должен быть гнев любви, происходящий не из желания преобладать, а из желания научить, что хорошо, что плохо. Гнев — это не выход наших страстей, а педагогическое орудие. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Как только заметишь, что страх (твоего выговора) действует на ребенка, попридержись, ибо природа наша нуждается в послаблении».
Если отношения ребенка к родителям уже установились и если ребенок доверяет им и уважает их, то иногда просто строгого или печального выражения лица достаточно, чтобы ребенок осознал, что он совершил проступок. Описан случай, когда преп. Силуан в юности впал в грех, и его отец сказал ему на следующий день: «Сынок, где ты был вчера, болело сердце мое». Эти кроткие слова запали в душу его на всю жизнь. В другой раз преп. Силуан (тогда еще Семен) приготовил мясо для своих братьев и отца, работавших в поле, забыв, что была пятница. Прошло полгода с того дня, и отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда как стерву». — «Что ж ты мне не сказал тогда!» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Это не простая мягкость, это результат глубоко укоренившихся взаимоотношений доверия и уважения.
Дисциплина должна быть разумной и справедливой. Цель ее — научить детей различать добро и зло. Дети очень чувствительны к справедливости, и их очень расстраивает, когда видят в своих родителях яростную вспыльчивость из-за чего — либо незначительного, или когда упреки бывают непредсказуемы. Если мы предупреждаем прежде чем наказать, то наше предупреждение не должно выходить за рамки того, что мы действительно можем сделать. После наказания мы должны показать свою готовность простить. Слишком часто детям приходится чувствовать, что родители не любят их, когда они плохо себя ведут. Не любить нужно грех, а не согрешающего.
Наша любовь к детям должна быть для них образом Божией любви к человечеству. Это значит, что если ребенок признается в проступке или показывает свое раскаяние, нам следует смягчить упреки или наказание соответственно, по крайней мере, в своем душевном расположении. Это не значит, что мы поощряем грех, или даже кажемся поощряющими; но нужно приободрить дитя, чтобы оно не пыталось скрывать свои согрешения, или выдумывать «слова лукавые для извинения дел греховных» (Пс. 141,4). Нужно уметь дать ему ощутить вкус радости возвращающегося «блудного сына», ибо таковы наши собственные отношения к Богу. Обман качественно хуже любого плохого поведения, и, если он возникает между ребенком и родителями, будет трудно наладить отношения.
Никогда не следует наказывать детей или угрожать им, прибегая к имени Христову; не допускайте, чтобы ребенок думал, будто бы Христос не любит его за плохое поведение, или что он болеет в наказание от Господа. Мы должны быть достаточно авторитетны для ребенка сами по себе, без того, чтобы превращать Христа в полицейского, которым пугают. Дети возненавидят Христа, если, когда они заболеют (илиувидят кого-то больным), будут думать, что это Он наказывает их за грех, или если, когда совершают что-то плохое, будут думать, что в этот момент Он их не любит. Да это и не так: Христос любит грешников и умер за них.
Добиваясь дисциплины и послушания, нужно не забывать и о личном развитии ребенка и о его характере. Наша педагогическая задача совсем не в том, чтобы сломить волю ребенка или уничтожить ее (как при выездке молодой лошади), полностью подчиняя его личность своей. Хотя, пока ребенок маленький, ему необходимо научиться просто делать то, что ему говорят, наша конечная цель состоит в том, чтобы развить в нем самопожертвование и уважение к ближним. Если мы сокрушим волю ребенка, мы лишим его того, что составляет обязательную принадлежность свободной человеческой личности и необходимое оружие в борьбе христианина за выживание. Человеку нужна его воля, чтобы совершить свой путь в этом мире, чтобы не остаться в полной зависимости от домашней обстановки, а эта чрезмерная зависимость обычно дает о себе знать, когда он оставляет дом, сделавшись взрослым. Это то, что надо бы держать в памяти, когда мы пытаемся, к примеру, осадить упрямого карапуза. Иногда надо и последовать предложению детей, даже маленьких.
Педагогически совсем немудро всегда запрещать. Отношения с детьми не должны быть односторонними, «брать и давать» должен не только ребенок, но и родители. Особенно для детей постарше необходимо, чтобы они видели причину запрета. Нам даже можно находить альтернативу или идти на компромиссы. (Совсем маленьких детей лучше отвлечь, или даже физически удалить от «запретного» объекта, а не просто бранить непрестанно, не удаляя соблазна). Мы можем иногда почувствовать, что очень упрямому ребенкуменьше навредит, если позволить ему что-нибудь испытать самому. Так иногда запрещение производит противоположный результат: ребенок хочет запрещенного еще больше, чем прежде, и не может перестать думать об этом. Твердое запрещение, когда оно действительно необходимо, подействует эффективнее, если в достаточном количестве допустимых случаев ребенку давалось разрешение, и еще эффективнее, если наши дети уже на деле научились уважать и доверять нашему мнению. Нечего ожидать, что дети всегда будут в восторге от наших ответов на их пожелания, но нельзя допустить, чтобы огорчение переросло в постоянный элемент их отношения к нам. В некоторых случаях нужно проявить твердость, но это требует рассуждения и молитвы. В том случае, если вы советуете детям спросить благословения духовного отца на что-либо, то уже и сами должны действовать в соответствии с тем, что скажет священник.
Очень важно для детей чувствовать и видеть в своих родителях единодушие. На житейском уровне это значит, что если возникнет какое-либо разногласие между отцом и матерью, то нужно сколько есть сил стараться, чтобы дети видели, что оно разрешено в мире. Никаких ссор, особенно в присутствии детей, ни даже прекословия, разве что с кротостью. А уж если вас заметили ссорящимися, пусть видят вас и помирившимися. Дети чувствуют, даже без слов, напряженные отношения между родителями и страдают. Невозможно ожидать совершенного единодушия во всем между двумя людьми. Однако, разногласия между родителями не должны приводить ребенка к мысли о том, что отношения между ними испорчены. И никогда не должно быть, чтобы дети служили как бы посредниками между родителями. Единодушие родителей очень насущно как для непосредственного благополучия детей, так, например, и для их будущей семейной жизни.
Разговаривая с детьми, следует действительно их слушать. Иногда православные родители слушают детей вполуха, если, может быть, только они не говорят о Боге. Нужно слушать обо всех сторонах детской жизни со вниманием и молитвой, чтобы Божие благословение почило на всех проявлениях их жизни. Никто не говорит, что дети могут всегда перебивать и требовать к себе внимания, когда им вздумается, но какое-то время непременно нужно посвятить на беседу и просто выслушивание своих детей. Даже когда мы заняты, надо прислушаться: не почувствуем ли мы, что вот этот вопрос этого малыша достаточно серьезен, чтобы отложить свое занятие, т.к. возможность ответить на него может больше никогда не представится. Это уже только для достигших определенной зрелости детей возможно отложить на потом серьезные ответы.
Иногда лучше разрешить жизненно важный вопрос в том, что внешне представляется обыденной беседой, как бы сходу, не нарочито, особенно с детьми, которые имеют обыкновение «уходить» от серьезных разговоров. Это ничего общего не имеет с актерством: молящееся сердце научает нас, как сказать на пользу ребенку.
Отвечая ребенку, нужно отвечать ему, а не говорить для присутствующих здесь взрослых, которых, может быть, растрогал или рассмешил детский вопрос. Очень важно всегда разговаривать с детьми неподдельно, как бы ни приходилось приноравливаться к их умственному развитию. Взрослые также должны быть внимательны к тому, чтобы не показать, что их забавляет то, как ебенок выражается, если это может испортить разговор. «Время смеяться» (и у вас будет еще много случаев, когда смех уместен), но есть и время, когда нужно проявить чуткость, как бы не посмеяться над серьезным вопросом или замечанием.
Св. Иоанн Златоуст считает, что за трапезой очень уместно вводить в разговоры с детьми истории и примеры из Священного Писания. Время трапезы — прекрасная возможность семье побыть вместе, сообща поесть и побеседовать. К несчастью, телевизор и напряженная занятость сильно омрачают это время во многих семьях. Родителям-христианам надо позаботиться, чтобы, по возможности, всем вместе собираться за столом.
Завтрак обычно находится в наибольшем пренебрежении, а тем не менее он важен, т.к. приходится на самое начало дня. Утреннее время часто проводится просто в какой-то гонке, как бы все успеть на службу и в школу. Однако, помимо утреннего правила — о необходимости которого нечего и говорить, — детям очень пойдет на пользу начать день с хотя бы пятиминутного общения, в котором бы чувствовалась родительская забота, любовь и заинтересованность в том, кто как проведет этот день. Уходящее в школу дитя пусть получит материнское благословение и пусть мама помолится, осеняя ребенка крестным знамением: «Господи, Иисусе Христе, благослови дитя Твое. Пресвятая Богородице, сохрани его под кровом Твоим от всякого зла».
Это имеет вовсе не только психологическое значение — это действительное ограждение от всех негативных воздействий, которые могут встретиться ребенку, и это связь между двумя мирами: дома и школы.
Дети такую большую часть своего детства проводят в школе, что родителям, конечно, следует знать, что там делается. Например, стоит познакомиться с учителями, ходить на родительские собрания и посетить школьные мероприятия. Это тоже один из способов наладить мост между домашней и школьной жизнью — постараться преодолеть ту двойную жизнь, которую ведут многие православные дети, и не только из иммигрантов. Родители должны быть осведомлены, чему учат их детей и каков потенциальный вред некоторых общих ложных установок (преподносимых нередко в виде «общепризнанных законов») в области религиозного образования, биологии, истории и т.д. Вряд ли можно пожелать своим детям спорить с преподавателями или бояться услышать новые идеи — но наше дело помочь им быть начеку. Опять, «единым на потребу» и здесь оказывается наша молитва за своих детей, пока они в школе, о том, чтобы Бог оградил их от всякого зла и даровал им «преуспевать в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Ср.Лк. 2,52).
Родители обычно бывают озабочены, как бы им помочь детям усвоить уроки и получить как можно больше из академического курса. Воистину, тот, кто воспитан в христианском смирении, способен, преуспев в знаниях, не возгордиться и использовать ин на пользу ближних. Хорошо предоставить детям время и спокойное место для занятий. Можно проявить интерес к их текущей программе и поощрить их к приобретению вкуса к учебе. Это еще один повод избегать всяких трений в семье: ребенок, которого многое безпокоит, не может заниматься продуктивно — ребенок счастливый, чувствующий себя защищенным, гораздо способней к учебе.
Дети имеют разные способности к усвоению новой информации и навыков. Иногда тот, кто получал плохие оценки в школе, вырастает интеллектуально более развитым и способным, чем те, кто хорошо усваивали предметы на уровне, требуемом школьной программой.
Одна из проблем современной системы образования состоит в том, что детей учат соревноваться друг с другом в успеваемости. Результаты экзаменов определяются не столько действительным уровнем знания, сколько позицией в классе, и это культивирует гордость. Взрослым следует показать удовлетворение и похвалить ребенка, когда тот старался сделать, что мог, а не когда ему удалось превзойти остальных. Тот, кто старался изо всех сил, и всеже оказался не на высоте, не должен чувствовать себя неполноценным. В конце концов, умственные способности — только один из многих естественных даров, которые человек получает от Бога. Вообще, современное общество поощряет людей умственно одаренных гордиться и превозноситься над прочими.
Родителя, у которых есть выбор, следует постараться найти своим детям такую школу, в которой нравственная атмосфера чище, наряду и с лучшими общеобразовательными стандартами, даже если это будет стоить некоторых финансовых трудностей и транспортных неудобств.
Иногда родители-христиане спрашивают, смешанное ли или раздельное обучение лучше. Часто нет такого выбора, а когда он и есть, качество школы представляется более существенным критерием, чем то, будет ли она смешанной или нет: общеобразовательный уровень, общение, которое будет иметь ребенок, взгляды директора. При прочих равных условиях, пожалуй, следует предпочесть смешанное обучение. В тех семьях, где есть братья и сестры, опыт нормального братского общения с противоположным полом приобретается дома, в других же случаях может быть полезно научиться ему с молодых летв школе.
Под конец школьных каникул родители обычно устают; но это совсем не может быть оправданием для того, чтобы наши дети почувствовали, что родители рады освободиться от них с началом учебы. Очень соблазнительно бывает сказать: «Жду не дождусь, пока отдохну от них!» Нам придется очень пожалеть, если наши дети не найдут любви и приветливой встречи у себя дома.
Св. Иоанн Златоуст советует родителям блюсти чувства своих детей: что они видят, что слышат и т.д. Мы не можем надеть наглазники на наших детей, и невозможно ожидать, чтобы все, что им встретиться в городе XX века, было прекрасно и вдохновляло на доброе. Но мы можем иметь в виду святоотеческий совет, когда устраиваем интерьер своего дома. Св. Иоанн также советует, чтобы детям представлялась возможность коснуться красоты природы: например, показывая прекрасный пейзаж, цветы и т.п. Планируя экскурсии и каникулы, показывая прекрасный пейзаж, цветы и т.п. Планируя экскурсии и каникулы, включите в них и выезды на природу. Можно дома держать какие-нибудь естественные материалы. Детей обычно озадачивает идея Бога как Творца, особенно если они почти все время окружены исключительно изделиями человеческих рук, в которрых созданное Богом уже не воспринимается непосредственно.
Позаботьтесь, чтобы, как только Ваши дети начнут выговаривать слова, умели бы произнести несколько слов Божественных!
Пусть каждое утро и каждый вечер приучаются они полагать на себя крестное знамение и молиться, сколько смогут. Если дитя положит два-три поклона — и этого довольно. А главное — родители должны научить своим примером. Дети быстро перенимают то, что видят. И горе родителям, у которых дети перенимают только худое.
Горе отцу, если сын от него научится только гнилым словам! Горе матери, если дочь ее будет способна перенимать только одни пустые сплетни, а не несколько самых необходимых в жизни молитв!
Монахиня Магдалина
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.