Взято с сайта еженедельника «Воскресная школа»
Обучая детей в детском саду, я на опыте убедилась в непреложности педагогической истины, что высшие психические функции ребенка, в том числе мышление и речь, развиваются полноценно лишь когда развитие ума не отрывается от развития души. Если этого нет, то легко заметить, что происходит сужение границ интеллектуальных возможностей ребенка (слово «интеллектуальный» мне хочется понимать, как это означено в словаре Даля: «духовный, умственный, разумный»). Преподаваемый при этом материал усваивается медленнее и быстрее стирается из памяти обучаемого, как погибает семя, посаженное в неудобренную почву.
Конечно, понимание этой проблемы с точки зрения Православия ко мне пришло не сразу. Потребовались годы учебы, христианского образования через участие в таинствах Церкви, чтение литературы и, наконец, получение благословения на катехизаторскую деятельность духовного отца.
Помню мои первые шаги в Церкви и в работе по специальности. До катехизаторства было еще далеко... Я работала первый или второй год в логопедическом саду. Воспитатели в группе были моложе меня, со средним педагогическим образованием. И вот как-то в начале учебного года, когда логопед проводит обследование речи детей, я, зайдя в группу за очередным ребенком, подошла к девочке, звали ее Лена, и предложила пройти со мной в кабинет посмотреть игрушки. Лена наотрез и даже как-то вызывающе отказалась. Я и так, и сяк — безрезультатно. Это было тяжелым ударом по нервам и самолюбию: осрамилась перед девчонками, только что вышедшими из педучилища, не справляюсь с детьми, теперь, возможно, меня не оформят на постоянную работу (я была временно взята, устроиться логопедом тогда было очень трудно). И вот эта, казавшаяся мне серьезной ситуация подтолкнула меня к молитве, я стала просить Господа помочь мне. Поразмышляв и помолившись в своем кабинете, я как-то успокоилась, появилась уверенность. Я вошла в группу, подошла к этой самой Лене и сказала: «Ну, Леночка, пойдем со мной». И девочка, как овечка, пошла. С тех пор мы с ней стали друзьями, для меня это было и чудом, и обретением молитвенного опыта.
И еще один случай, тоже мне запомнившийся. В группе был мальчик Сережа, поведение его было классически негативным, то есть в прямом смысле: сядь — он встанет, встань — он сядет, и т.п. Занятия срываются, я в раздражении и в смущении — не могу справиться с ребенком пяти лет. Но тот первый опыт обращения к Господу за помощью не забылся. Я снова стала молиться о вразумлении — как быть. И постепенно во мне возникла уверенность, что Сережа вовсе не виноват, просто по какой-то причине через него действует сила зла, противления, причиняющая и ему немало огорчений, так как его постоянно наказывали, не любили взрослые, а дети смеялись над ним, дразнили. У меня появилась жалость к мальчику. Когда началось очередное занятие с группой детей, Сережа снова стал проявлять свою негативность: прошу картинки, лежащие на столах, придвинуть к себе и перевернуть, — он все делает наоборот: отодвигает, крутит ими, а в глазах такой злой огонек, смотрит на меня с издевкой, как бы ожидая, что вот я взорвусь, накажу, накричу, а он будет и в наказании сопротивляться, а дети будут веселиться, смотря на это представление. Но тут получилось нечто неожиданное и для Сережи, и для детей. Я ласково посмотрела на Сережу и с искренней жалостью к несчастному мальчику сказала: «Сереженька, тебе опять плохо?» Кто-то из детей, уже зная, как обычно разворачиваются в таких случаях события, уже начал хихикать, но я сказала: «Дети, это совсем не смешно и такое может с каждым случиться, и это очень тяжело и даже больно, когда ты делаешь не то, что тебе хочется, не то, что надо, а наоборот». В глазах Сережи появилось выражение совсем другое — заинтересованность и даже доверчивость. «Подойди ко мне, Сережа, я знаю, как тебе плохо». Мальчик подошел, я его обняла, погладила по голове, спине. Он совсем обмяк, стал обычным ребенком, с хорошим, ясным взглядом. Мы с ним договорились, что я буду ему напоминать, как себя надо вести так, чтобы никто не подумал, что он больной, не такой как все человек. И дети будут помогать — не смеяться, не дразнить, а подойдут, ласково посмотрят в глазки, спросят, может, Сереже хочется поиграть с чьей-то игрушкой. С того занятия пошло хотя и медленное, но верное выздоровление Сережи.
В разных ситуациях на занятиях или вне их я стараюсь серьезно и ответственно говорить с детьми о Начале всех начал — Боге Творце, учу обращаться за помощью к Тому, Кто может дать все, при том что это послужит на благо.
Краткие беседы, замечания, выдержки из Священного Писания, житий святых, сказанные применительно к определенному явлению, предмету, совмещение знания о Божественном с опытом его применения делает это знание, а также усвоение любого преподаваемого материала качественным.
При этом поражает способность ребенка 4–6 лет со значительным отставанием в развитии адекватно и с радостью воспринимать сообщения о жизни в Духе Святом. Иногда одного занятия, в структуру которого включены такие сообщения, бывает достаточно, чтобы дети стали умнее, духовнее, интеллектуальнее.
Один из примеров. На занятии по развитию речи рассматривали осенний листик. Посмотрели его на свет, различив все прожилки, красоту их линий и порядок размещения. Узнали об их значении для листика и всего дерева. Нарисовали точно такой же листик, бережно выводя прожилки-»сосудики». При этом детям сообщается, что так все красиво и премудро создал Господь, и каждый листик — Его творение. Удивительно и непостижимо, но и на других занятиях дети с недоразвитием легко переносят полученные знания на другие предметы и явления. При рассматривании овощей, например, уже сами обращают внимание на красоту строения внутренней части помидора или огурца, замечают такие детали, которых раньше не видели, не замечали. Первое занятие дало ростки, и теперь даже на логопедическом занятии по звукопроизношению они стали более внимательными к заданиям логопеда, к своему артикуляционному аппарату. Работать с детьми, получившими духовный заряд, легче и интереснее. Да и детям интереснее на занятиях, если они начинают понимать глубокий смысл предметов и всего происходящего вокруг. Как необходимы и ребенку, и учителю это понимание!
Уже подготовив этот материал, я неожиданно и к великой радости моей обрела подтверждение правильности моей малой, эпизодической, но все-таки определенно направленной деятельности в области православного воспитания и образования детей, а также ясные указания к дальнейшей работе. Это произошло на вечере в Российском фонде культуры, посвященном памяти архимандрита Иоанна (Маслова). Выступавшие, в частности, говорили о том, как отец Иоанн советовал обращаться с детьми, а именно — что отношение к ребенку должно быть серьезным, как к душе, которая должна предстать пред Богом. Эти слова так четко раскрывают суть педагогической деятельности, что меня охватила радость и страх одновременно. Открыв одну из последних страниц полученного в подарок на вечере Глинского церковного календаря, я наткнулась на выступление епископа Феодосия на Глинских чтениях в Сергиевом Посаде, еще более усиливающее впечатление от слов архимандрита Иоанна, приведенных выше.
Основываясь на случае из жизни отца Иоанна и его словах, он говорил: «Мы должны ровно столько говорить, сколько живем этой жизнью... Святые отцы говорят так: «Если учишь другого, а сам не делаешь, то ты до основания разрушаешь тот дом, в котором ты живешь». Я глубоко задумалась. Многое из того, что я говорю детям, я в своей жизни не исполняю, хотя и желаю этого всей душой, прошу помощи у Бога. Дети всегда улавливают, когда им говорят то, что самим человеком не прочувствовано, а если им приходится слышать такое часто, то вырастают в конце концов лицемеры и фарисеи. Не знаю, права ли я, но все-таки учу детей тому, каким должен быть христианин. При этом я искренно признаюсь в своей несостоятельности, если это действительно так, и говорю: «Вот, дети, я с детства привыкла раздражаться, не знала, что это плохо, и до сих пор не могу избавиться от этой дурной привычки — греха. Помолитесь обо мне, чтобы Господь помог мне и чтобы мне не погибнуть». Слова эти действуют всегда благотворно, смирение учителя потрясает ребенка, при условии, если дети любят и уважают его. Пример покаяния и смирения глубоко оседает в уме, действуя положительно и на душу.
Просматривая литературу с вечера памяти отца Иоанна, я нашла в книге «Благодатный старец» решение Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования России рекомендовать «Симфонию по творениям святителя Тихона Задонского» и книгу «Глинская пустынь» к широкому использованию в педагогической практике и внедрению в образовательные учреждения всех типов в качестве учебно-методического пособия по духовно-нравственному воспитанию. И хотя на вечере ничего не говорилось об использовании этих трудов в дошкольных образовательных учреждениях, думаю, что это совершенно необходимо. Ведь именно в этом возрасте дети наиболее восприимчивы к добру, и именно здесь закладывается основание духовности. Конечно, изучать в подлиннике эти произведения навряд ли можно, хотя жития святых в обычном варианте для взрослых дети слушают с интересом уже в пять-шесть лет. Тексты же из «Симфонии», из книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» можно адаптировать, а иногда и прочитать небольшой отрывок и затем разобрать его с необходимыми объяснениями. Я замечала, что слушание детьми дошкольного возраста взрослых содержательных текстов подтягивает их, они как-то сразу взрослеют и умнеют. Думаю, что нельзя занижать возможности ребенка, и к месту, не часто и малыми дозами следует преподносить его уму и душе образцы истинной духовности и культуры. Ведь известно, что заучивание дошкольником классических поэтических произведений и прослушивание таких же высоких по духу музыкальных произведений влияет положительно на его развитие.
Ну, а что касается использования трудов архимандрита Иоанна и других святых отцов для духовного образования педагога, воспитателя и всех, кто имеет общение с детьми, и говорить нечего. Чем образованнее педагог (воспитатель), чем глубже и обширнее его знания, тем легче ему будет понятно и доходчиво, не исказив истинный смысл, довести это до ребенка. В отрочестве ребенка надо уже перевоспитывать, тогда как в младенчестве — воспитывать, а это легче и дает добрые плоды. И разве может учитель и воспитатель дошкольника быть менее грамотным и менее духовным, чем учитель школы (когда основной камень — какой?!) уже заложен в основание личности отрока). Чем меньше ребенок, тем более серьезно и ответственно надо относиться к нему, так как он чист, и доверчив, и неискушен. И любой неверный тон, нюанс может дать неверное направление развитию его души.
Знакомясь более глубоко с «Симфонией», я поняла, что она совершенно необходима для учителя-логопеда, работающего над преодолением у дошкольников общего недоразвития речи. Логопед много внимания уделяет, развивая речь ребенка, семантике и этимологии слов, готовя тем самым ребенка к полноценному школьному обучению. Но ведь прежде он сам должен хорошо знать этот раздел речи. «Язык нашего народа настолько сейчас далек от русского, что приходится говорить, — по словам профессора В.К. Журавлева (Профессор В.К. Журавлев. Церковнославянский язык в современной русской национальной школе. Вятка, 1994), — о кризисном состоянии экологии русской речевой и духовной культуры». И сам педагог часто ниже цензового уровня. Работа с «Симфонией», несомненно, поможет и педагогу, и его детям подняться из пропасти культурного провала, где находится сейчас большинство наших соотечественников.
Начав читать вторую часть книги «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», главу I «Творение мира и человека», мне стало ясно, что отсюда можно черпать материал для объяснения детям происхождения мира, о порядке, установленном Богом во Вселенной. Из каждой главы этой и других книг отца Иоанна желающий понять смысл жизни и научить этому ребенка педагог уловит то, что ему необходимо для преподавания, чтобы воспитать детей образованными (образ Божий, отражающийся душой) и достойными звания чад Божиих. «Книга отца Иоанна «Глинская пустынь» дает богатейший материал педагогу, который пытается воспитать детей на высоких образцах духовности, патриотизма и культуры». (Из заключения ФЭС.)
В заключение надо уточнить, что катехизаторская работа ведется мною в обычном, хотя и логопедическом, детском саду с детьми, ничего не знающими о Боге и Церкви, живущими в современной более или менее американизированно-компьютеризированной атмосфере. Поэтому в преподнесении учения о Христе и Его Церкви я стараюсь по мере сил быть разумно-рассудительной, чтобы не переусердствовать, превысив меру возможностей детей и их родителей.
В наше время государство стало ближе к Церкви, что повлияло и на родителей, и на воспитателей-педагогов, и теперь они могут без боязни в рамках Православия участвовать в процессе оздоровления себя, детей, и тем самым — народа нашей страны.
Несомненно, что катехизаторская деятельность с детьми не должна проводиться в отрыве от такой же деятельности с их родителями. Но это в неправославном учреждении образования сделать чрезвычайно трудно, если не обратиться за помощью к Церкви. Есть надежда, что так и будет. Пока же мы на встречах-собраниях с родителями при сообщении о лексических темах, которые будут изучаться, обращаем внимание, что среди них есть темы исторические и христианские. Объясняем, что эти темы богаты лексическим материалом, что дает возможность более глубоко работать над значением слов, их происхождением, а это, в свою очередь, повышает уровень не только речевого развития, но вместе с тем и умственного, и нравственно-духовного, и, таким образом, ребенок будет всесторонне образованным, что, конечно, скажется на школьном обучении положительно, поможет правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. В некоторых случаях ведутся и индивидуальные беседы с родителями.
Совместно с родителями подбирается соответственно темам литература, готовятся костюмы и выступления к празднику Рождества Христова, святкам.
Читали жития святых. Рыженький мальчик шести лет, Саша, всегда внимательно слушает, эти темы его интересуют, он часто задает вопросы. И теперь, услышав, что исповедник Христов предал себя на мучения, спросил: «А почему он не сказал, что он не христианин, а сам бы так не думал?» — этот вопрос из уст шестилетнего ребенка был для преподавателя как удар — вот росток лжи, и он уже проклюнулся в таком малыше, пронеслось в голове. Немного погодя преподавательница, придя в себя, сказала: «Но если бы он так сказал, он бы перестал быть хорошим христианином, потому что христианин — воин Христов, он не может быть трусом. А это было бы трусостью. И те, кто присутствовали при этом, подумали бы: христиане — трусы. Они боятся. Если они боятся, значит, никто им не помогает, они сами не верят в Того, о Ком говорят». Кажется, этот ответ удовлетворил мальчика.
Преподаватель в процессе бесед и сообщений на разные темы часто напоминала детям, что все от Бога.
На одном из занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети должны были рассказать о признаках зимы. Затем был задан вопрос: «Отчего же все это происходит в природе?» Были разные ответы: все это потому, что все замерзает, или: оттого, что холодно становится, и т.п. Но преподавателю хотелось услышать об основной причине изменений в природе: о влиянии солнца. И потому она снова спрашивала: «Но все-таки, отчего все происходит, отчего все замерзает, почему становится холодно?» И вдруг один мальчик робко и смущенно сказал: «От Бога!» И хотя преподаватель хотела услышать более земной ответ, но, похвалив малыша, развила высказанную им мысль, уже затем перейдя непосредственно к изучаемому материалу: «Дети, вы слышали, как хорошо сказал Володя. Ведь он назвал самую главную причину. Мы с вами знаем, что все от Бога. На земле все замерзает оттого, что солнышко перестает греть так, как греет летом. Оно начинает греть слабее, так как оказывается в это время дальше от земли. Но ведь солнце, так же как и землю, и нас, и все, сотворил Господь. Сотворил и дал ему послушание — греть, а Земле — вращаться вокруг Солнца, и не по кругу, а по овалу (эллипсу)». Далее педагог проводит опыты с настольной лампой — это Солнце, и глобусом — это Земля, на котором лежат ладошки малышей: с увеличением расстояния дети не так чувствуют тепло от лампы. Занятие детям очень понравилось, они хорошо усвоили материал и причинно-следственные связи в природе, но самое главное — благодаря Володе еще раз соприкоснулись с тайной творения и существования всего живого. И несмотря на то что у педагога план занятия был совсем иной, она считала, что цели и задачи его и выполнены, и перевыполнены.
Такие моменты на занятиях ценны тем, что они ничем не подготовлены, возникают стихийно, а значит, рождают самостоятельные заключения ребенка. Конечно, можно предположить, что мальчик запомнил повторяемую педагогом формулу: «Все от Бога». Но даже если это так, он себя и всех детей привел к основной причине, к Началу всех начал — к Творцу. Можно было бы и преподавателю начать объяснение или беседу с этого. Но упоминаемая часто и непременно мысль не даст того результата откровения, которое одно и может привести душу к Богу.
Беседу на историческую тему педагог заключила словами: Александр Невский с детства все делал с молитвой к Богу. С молитвой он и врагов побеждал, а в детстве, всему учась, не забывал просить помощи у Бога. И вы тоже, когда хотите сделать что-то хорошее, просите помощи у Бога. И Он вам всегда поможет, как помогал святому Александру Невскому, преподобному Сергию Радонежскому и другим святым. И тогда, когда на занятии не знаете как ответить — помолитесь, попросите о помощи — и увидите, как сразу станет все понятно и легко.
После этого через какое-то время было занятие по грамоте. Задан вопрос, кто-то поднял руку, кто-то ответил, но неправильно. Один мальчик, Максим, очень ответственный, старательный, но плохо успевающий, никак не может сообразить, что надо ответить, весь напрягся, брови свел, даже побледнел от умственных усилий, потом вдруг сложил пальцы для крестного знамения, перекрестился — и личико его сразу просветлело, засияло, он вскинул руку и ответил правильно. Педагог вместе с Максимом и всеми детьми порадовались такой скорой помощи Божией. Думается, что этот опыт останется на всю жизнь и у Максима, и у его товарищей.
Такие опыты — самые ценные, они запоминаются на всю жизнь.
Преподаватель говорила в беседе с несколькими детьми, что надо ходить в храм и там молиться Богу и причащаться. Через некоторое время Гоша подошел к преподавателю и спросил: «Надо ходить в храм?» «Да, обязательно», — ответила педагог. Гоша печально сказал: «А меня мама не водит». — «А ты попроси». — «Нет, она не пойдет». — «А ты попроси так, как игрушку просишь, — неотступно. Бывает такое?» — «Да». — «Ну вот, так и попроси — неотступно». Через несколько дней Гоша подошел к преподавателю и сказал: «Мама сказала, что мы этим не занимаемся». — «Значит, ты или не просил, а требовал, или просил не так, как я тебе сказала, — неотступно. Попроси еще не один раз и не один день». Как тянется чистое детское сердце к святости и как часто препятствуют этому самые любящие люди — родители, сердца которых еще не обратились к Богу!
Как-то Вовочка сообщил: «У Максима сегодня очень болел живот, а я молился». — «И живот перестал болеть?» — «Нет». — «Что же это?» — сокрушенно сказала педагог, не найдя что ответить. «Ну не сразу же», — вразумил ее Вовочка. «Конечно, не сразу, — радостно подхватила она, — некоторые люди всю жизнь молятся, чтобы Господь им что-то даровал, а иногда и не получают, потому что не полезно им это». «Да, конечно, — степенно ответил Вовочка, — может, не то просят».
Дети, если любят педагога, стараются делать, а особенно говорить так, как он их учит. Чтобы нравственно-религиозные беседы не стали для них лишь пищей для ума, чтобы они не применяли эти знания лишь на словах, не стали фарисеями, книжниками и лицемерами, нужно быть внимательным и осмотрительным при произнесении слов о Боге. И обязательно проверять, как знания действуют в жизни ребенка.
Чаще проводить беседы, где ребенок должен задуматься. Как стать хорошим человеком? Почему Александр Невский стал таким? Дети хорошо, правильно отвечают. «Хорошо вы все говорите, правильно — самое главное написано в Библии, надо ее читать. Да, Александр Невский читал Библию... Но ведь не все, кто читает Библию, добрые люди. Почему так происходит — один знает всю Библию, а поступает дурно, а другой читать не умеет или Библии не имеет, а поступает хорошо?» Дети сосредоточено думают, но ответа дать не могут, конечно. «Потому что Бог — в сердце человека. Человек должен всегда слушать, что ему Бог в сердце говорит: хорошо он делает или плохо. Вы вот умненькие дети и, конечно, знаете, что такое хорошо и что такое плохо. Но вот бывает, что знаете — плохо это, так говорить или поступать нельзя, а все равно говорите и поступаете. Почему? Сердце не послушали, а в сердце Бог вам говорит — плохо! плохо! не делай этого! послушай меня! Ведь было с вами так?.. Значит, самое главное — не только знать, а выполнять, слушаться Бога — или слушая Его голос в сердце, или помня Его заповеди. Ведь наше сердце часто бывает таким, что Бог там не может находиться — так много там плохого: завидуем, злимся, грубим, назло что-то делаем, считаем себя лучше всех и т.д. Вот тогда надо слушать Бога через Библию — прочитать и стараться все выполнять, как там написано. И всегда поступать хорошо, даже если за это побьют».
Алеша всегда с большим вниманием слушал краткие беседы или высказывания педагога о Божественном. Но вдруг педагог заметила, что на последних занятиях, когда речь заходит о Божественных истинах, он как-то мрачнеет, становится беспокойным. И наконец Алеша высказался: «Мама говорит, что это все глупости и ничего этого нет. Все это выдумки». Да, серьезное выступление. Как помочь Алеше вновь обрести веру? — Разные люди, Алеша, думают и чувствуют по-разному. Но от этого ничего не меняется: остается в этом мире добро, есть зло. И это так и есть. Мне бы очень хотелось, чтобы и ты, и твоя мама верили и знали, что есть Бог и Он любит всех. И тебя, и твою маму. На предыдущих занятиях ты ведь с интересом слушал и соглашался со всем, что я говорила о Боге, и личико твое было светлым и радостным, а глазки сияли как звездочки. И мне приятно было смотреть на тебя. Ты еще не крепко веришь, поэтому первое столкновение с тем, кто не верит, для тебя тяжело. Тем более это мама. Да еще какая мама — любящая! Мама тебя так любит, что если ты не будешь с ней спорить, а просто будешь молиться Богу о ней, чтобы Господь ее просветил, то так и будет. Твоя чистая, горячая молитва о любимой маме будет услышана. Я подарю тебе книжку о том, какая крепкая вера была у одного мальчика и как эта вера спасла его отца. Почитай ее сам, а если трудно, попроси маму или кого-то из взрослых. А главное, сам поверь и не грусти, не сомневайся.
После моих слов Алеша как-то успокоился, скорбная складочка между бровями расправилась. В дальнейшем он снова с интересом и верою воспринимал все мои сообщения.
А через два года, когда Алеша уже был в школе, а к нам в детский сад поступила его сестричка Машенька, мы узнали от нее, что мама окрестила и Алешу и ее, о чем Маша сообщила с радостью при подготовке к празднику Рождества Христова.
М.С. БРЫЗГАЛОВА, врач-логопед, воспитатель детского сада
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.