Из материалов МПЦ «Жизнь»
Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их. Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо, и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставил человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею, и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
(Мк. 10, 1-12)
В данном отрывке Евангелия Господь Иисус Христос дает слушателям наставления относительно брака и прелюбодеяния. Поводом для этого наставления послужил коварный вопрос со стороны фарисеев: «Позволительно ли разводиться с женою». Собственно говоря, не было никакой причины спрашивать об этом у Господа Иисуса Христа, ибо в пятой книге Закона Моисеева, во Второзаконии, заключались определенные постановления относительно развода, и фарисеи, конечно, хорошо знали эти правила.
«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, — гласил Ветхий Завет, — и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки и отпустит ее из дома своего» (Втор. 24, 1).
Так как закон не определял здесь точно поводов для развода, то эта неясность привела к страшным злоупотреблениям на практике, и еврейские истолкователи закона, книжники и законники, угодливо раздвинули рамки этого позволения развода до крайних пределов. Практически муж мог прогнать свою жену без всякого основания. Пережаренное женой мясо или разбитый ею горшок уже давал ему право искать развода, процедура которого была чрезвычайно несложна. Надо было только при свидетелях вручить ей разводное письмо, и раз она взяла его в руки, то развод считался состоявшимся актом, и апеллировать на это кому-нибудь уже не полагалось. Пока дух древнего благочестия еще держался в еврейском народе, а семейные устои стояли крепко, злоупотребления этим законом были еще сравнительно редки. Но ко времени Господа Иисуса Христа нравственная распущенность народа была так велика, что разводы случались постоянно и по самым ничтожным поводам, и это грозило обществу и семье самыми серьезными последствиями. Коварство вопроса фарисеев и состояло в том, что они знали чистоту взглядов и нравственных правил Господа Иисуса Христа — знали, что Он не мог одобрить этой распущенности и своего рода узаконенного разврата, а между тем, если бы Он открыто выразил порицание закона, вызвавшего своею неопределенностью эти печальные явления жизни, то этим неизбежно поколебал бы Свой авторитет в глазах слушателей и те же фарисеи обвинили бы Его в неуважении к закону Моисея.
Мы знаем ответ Господа. «По жестокосердию вашему, — сказал Он, — Моисей написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию; так что уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»(Мк. 10, 5-9).
Таким образом, по словам Господа Иисуса Христа, брак, заключенный однажды, нерасторжим, ибо Бог его сочетает. Эту мысль о нерасторжимости брака Он снова подтверждает, оставшись с учениками наедине, и называет при этом развод, учиненный с целью вступления в новый брак, просто прелюбодеянием.
«Кто разведется с женою своею, — говорит Он, — и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует» (Мф. 19, 9).
Таков высокий взгляд Господа Иисуса Христа на брак и так строго относится Он к разводам.
Как мало считаемся мы теперь с этими словами нашего Спасителя и какую жалкую картину представляет современная жизнь так называемых христиан в этом отношении!
Разводы стали повсеместным явлением. Разводятся по всякому поводу и даже без повода. «Не сошлись характерами», — вот обычная мотивировка современного развода, хотя в действительности эта фраза, как фиговый лист, часто прикрывает совершенно недвусмысленное желание внести лишь разнообразие в наслаждение любви. Разнузданная похоть требует новизны ощущений, и в жертву этому идолу приносится и семейное счастье, и будущность детей, и судьба покинутой жены, и участь покинутого мужа. Легкомысленное отношение к браку и разводу иногда просто невероятно.
К одному епископу является однажды женщина с просьбой снять благословение с ее церковного брака, т.е. разрешить ей развод. Она желает оставить мужа и вступить в брак с другим человеком, бросившим незадолго до этого свою жену и разведшимся с нею в гражданском порядке.
— Что же, тебе опостылел муж? — спрашивает епископ.
— Нет, Владыка!
— Или, может быть, ты слишком увлеклась тем... другим? — О, нет... нисколько!
— Так в чем же дело? Почему ты ищешь развода?.. Смотри, твой избранник уже бросил одну жену... Он и тебя бросит!
— Может быть... Да видите ли, в чем дело: мы завели с ним гусей... Если теперь его оставить и опять жить с мужем, надо гусей бросать! Разрешите, ваше преосвященство!
Это не анекдот, а факт.
Часто случается, что супруги, разведшиеся по минутному недоразумению, скоро примиряются, снова сходятся и живут, не зная сами, что они собой теперь представляют: не то муж и жена, не то совсем чужие друг другу люди!
Многие ухитряются в течение одного года несколько раз развестись и переменить несколько жен!
Разве это не разврат? Не прелюбодеяние?
Прелюбодеяние было строго запрещено еще в Ветхом Завете. «Не прелюбодействуй», — гласит седьмая заповедь Закона Моисеева (Исх. 20, 14: Втор. 5, 18), и нарушение ее каралось смертной казнью через побиение камнями (Втор. 22, 22). Точно такому же суровому наказанию подвергались уличенные в блудодеянии разных видов (Втор. 22, 21, 24-25; Исх. 22, 19; Лев. 20, 10-18).
Так же строго относилась и Православная Церковь к грехам против седьмой заповеди, карая за эти грехи отлучением от св. Причастия и от общения с верующими. По седьмому правилу св. Василия Великого, прелюбодеи, т.е. совершившие грех в замужестве, отлучаются от общения на 15 лет (см. также Вас. Вел. Пр. 58). Епитимия эта сокращается до 7-ми лет, если виновные со слезами покаются в своем преступлении (VI Всел. Соб. Пр. 87; Вас. Вел. Пр. 77).
Несколько снисходительнее карается грех блудодеяния, т.е. нарушения целомудрия, не связанное с нарушением супружеской верности. Но все же и здесь епитимия отлучения продолжается 9 лет и по 4-му правилу св. Григория Нисского проводится следующим образом:
«Осквернившиеся блудодеянием на три лета да будут совсем удалены от церковных молитв, три лета да участвуют с припадающими в покаянии, и потом да причащаются Святых Таин».
В некоторых случаях епитимия эта сокращается до 4-х лет (Вас. Вел. Пр. 22), причем даже и отроковица, вышедшая замуж без согласия отца, признается блудницею и отлучается от святого Причащения на 3 года (Вас. Вел. Пр. 38).
Если бы в настоящее время применять эти правила со всею строгостью, то, вероятно, мало бы оказалось людей, не отлученных от церковного общения.
Последний поместный Собор Русской Православной Церкви 1917— 1918 годов за прелюбодейную, зазорную жизнь определил лишение прав избрания на церковно-приходские должности, т.е. на должности церковных старост, членов приходских советов и т.п.
Отеческое наставление хранить себя от блуда и прелюбодеяния находим в первом послании ап. Павла Коринфянам: «Я писал вам в послании, — говорит он, — не сообщаться с блудниками... не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником... С таким даже и не есть вместе. Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... — Царства Божия не наследуют... Тело не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Разве не знаете, что тела наши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет ! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницей становится одно тело с ней? Ибо сказано: «два будут одна плоть». А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 5, 9-11; 6, 9-10; 13-20).
Самые мысли блудные, нечистые вожделения, мечты и картины развратного воображения запрещены законом Христовым. «Что пользы хранить наружную чистоту, — пишет преподобный Макарий, — если сердце полно нечистых вожделений».
Охраняя верующих от соблазна, Православная Церковь запрещает даже изящные женские прически и 26-м правилом VI Вселенского Собора постановляет: «Власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жити... Аще же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен...» Говоря о тех же соблазнах нарядной и щегольской одежды, вызывающей нецеломудренные мысли, великий проповедник древней Церкви, св. Иоанн Златоуст, резко обличал нарядных барынь, являвшихся в его время в храм не столько для молитвы, сколько для соблазна мужчин. «Твои вздохи и слезы, — говорит он в одном из своих поучений, — только смешны, ибо ясно, что они исходят из той же души, которая так много думала и заботилась о мишурных побрякушках. Ты вызываешь только язвительный смех и презрительные взгляды...»
Святые подвижники благочестия всеми силами и чрезвычайно строгостью хранили телесную чистоту, не останавливаясь перед самыми героическими мерами. Мы знаем про ту жестокую борьбу, которую выдержали, защищая свое целомудрие, Иосиф, патриарх Ветхого Завета, преп. Мартиниан, преп. Моисей Мурин, преп. Иоанн Многострадальный, преп. Венедикт Нурсийский, бросавшийся в колючий терновник всякий раз, когда его охватывало страстное возбуждение, и многие другие. Вот еще один поразительный факт этого рода, записанный в прологе: Во время одного из гонений на христиан взят был на мучение один юноша глубокой веры и чистой, прекрасной жизни. Прежде чем подвергнуть его пыткам, язычники решили его осквернить и с этой целью в роскошном благоухающем саду поставили богато убранное ложе, к которому и привязали мученика. В сад впустили блудницу, чтобы она своими ласками разожгла сладострастие юноши и соблазнила его на грех. Бедный юноша оказался в полной власти нечистой женщины; он не мог ни оттолкнуть ее от себя своими связанными руками, ни уйти от нее. Но когда он почувствовал, что в нем возбуждается страсть и что соблазн побеждает, он откусил зубами язык свой и с кровью выплюнул его в лицо блудницы... И в ужасе та удалилась.
Так ревниво, не щадя себя, оберегали свою чистоту святые подвижники.
Где теперь эти герои целомудрия? Какую жалкую противоположность им представляет современная молодежь, да и все наше общество, распущенно, разнузданное, развращенное! На грехи тела смотрят более чем снисходительно. Установилось дикое мнение, что для молодого человека воздержание вредно, что ему необходимо «перебеситься», т.е., проще говоря, растратить в блуде свои духовные и физические силы, и жар молодой любви и чистоту юности утопить в грязи разврата. Грехи этого рода не скрывают со стыдом, но их выставляют напоказ, ими хвастаются, ими щеголяют. Если их нет, их выдумывают, о них рассказывают вымышленные истории в кругу веселых собутыльников. Удаль и успех в волокитстве считаются чуть ли не геройством, и так называемым «львам», т.е. светским фатам, специализирующимся в разврате, многие искренно завидуют.
Дух блуда царит над современной жизнью, как полновластный властелин.
Конечно, в значительной степени в этом сумбуре нравственно-извращенных понятий общества повинна наша злосчастная литература, особенно последнего периода. Все эти Арцыбашевы, Вербицкие и т.п. делали поистине грязное, гнусное дело, развращая воображение читателей своими порнографическими произведениями и убивая последние остатки стыда в обществе. Но и их литературные деды, родоначальники современной поэзии и беллетристики, Пушкин и Тургенев, например, немало потрудились над тем, чтобы блудную похоть облечь в самые красивые формы, поэтической дымкой прикрыть действительное безобразие этого уродливого божка и вонь разврата задушить ароматом звучной речи и плавных стихов. Какой тонкий яд льется со страниц романов и повестей этих корифеев нашей словесности, тем более опасный, что он преподносится в самой изящной форме увлекательного рассказа, приятно волнующего воображение читателя, ими драпируется в тогу ученых рассуждений о психологии любви и о женском вопросе. Неудивительно, что молодежь упивается сладкой отравой, которой пропитаны произведения этих певцов и романтиков прелюбодеяния.
Бедная молодежь! Сколько непозволительных опытов проделывалось и проделывается на ней то во имя классицизма, то во имя реализма, то во имя политики и марксизма, то во имя других модных кумиров! Немудрено заблудиться в этом лабиринте разных направлений и потерять единственно верную дорогу. Отмеченную вехами Евангелия. Неудивительно, что, сбитая с толку, она бросается в порнографию, устраивая кружки «огарков» и т.п., или увлекается тайнами оккультных наук, или, не удовлетворенная ничем, ищет выхода в самоубийстве... Как-то один всеми уважаемый старец с большим духовных опытом и широкой исповеднической практикой, с большой грустью говорил о быстром распространении тайных пороков среди молодежи, принимающих уже грозные размеры настоящей эпидемии.
— Гибнет молодежь, гибнет, — говорил он, понуря свою седую голову, — вырождается!.. И что всего хуже: пастыри не обращают на это внимания; на исповеди не спрашивают об этих тайных пороках, не растолковывают их вреда, не предостерегают молодежь... Легко сказать: молодежь гибнет по вине пастырей!
В этих словах есть известная доля правды, хотя, конечно, не одни пастыри виноваты в современной распущенности. Соблазн грозит отовсюду.
А между тем, вряд ли есть другой порок, который до такой степени растлевал бы физические и нравственные силы человека и делал его совершенно неспособным к восприятию Духа Божия, как именно блудный разврат.
Почему так вреден этот грех и почему так строго относится к нему Церковь в своем стремлении предохранить своих чад от этого растления? Во-первых, порок этот растлевает физические силы человека и его здоровье. «...Блудник грешит против собственного тела», — говорит апостол Павел, т.е. прежде всего это — грех против собственного тела. Обычные результаты разврата — расстройство нервной системы, истощение организма, иногда сухотка спинного мозга. Совершенно неверно мнение, что будто бы абсолютное целомудрие вредно для здоровья. Медицина совсем не знает случаев такого вреда, и утверждать подобную нелепицу могут только шарлатаны. Наоборот, порок блудодеяния иногда не проходит бесследно для здоровья, принося вред иногда непоправимый. Уже самый вид закоренелого развратника говорит о том, как дорого приходится расплачиваться за тайные наслаждения. Впалая грудь, потухший взор, темные круги около глаз, нездоровый цвет лица, развинченность во всех членах — вот обычный тип блудника, всем внешним своим обликом свидетельствующий об упадке сил и здоровья. Прибавим к этому возможность ужасных последствий дурных болезней, опасность которых постоянно грозит развратнику. Какую страшную жатву пожинает этот порок в России! (А какую страшнейшую жатву пожинает этот порок здесь, в Америке, и в других западных странах со времени введения так называемой «сексуальной революции» в 60-х годах! — Ред.) Потеря семени и то нервное возбуждение, которое переживается в разврате, ведут, кроме того, к дурным последствиям и в психической жизни, понижая способности души, особенно память, волю и воображение. В настоящее время в науке считается почти установленным тот факт, что избыток мужского семени в организме идет на укрепление мозговой деятельности.
Недостаток семени, из-за истощения или старости, сейчас же отражается на характере душевной деятельности. Умственные способности слабеют, теряется память, исчезает сообразительность и острота мысли, — человек тупеет. Ему уже трудно сосредоточить внимание, по своему желанию, на одном предмете, и нередко он кончает идиотизмом или сумасшествием.
Вместе с тем слабеет и воля, ибо воля в значительной степени есть способность управлять своими чувствами, а без внимания это невозможно. Кроме того, вместе с общим понижением тона душевной деятельности притупляется чувствительность и ослабевают желания, от напряженности которых зависит энергия воли. В результате шансы на успех в жизни значительно уменьшаются, ибо в жизни имеет успех тот, кто при равных может управлять вполне чувствами. Хуже всего то, что человек теряет способность противодействовать своим страстям и дурным порывам. Ослабленная воля легко подчиняется этим порывам, и человек скоро становится послушным рабом своих пороков. Слабеет духовная сила... Отчего сейчас некоторые мужчины так слабы духом и почти нет среди них настоящих людей сильной воли и высокого духа? Думается, что одна из главных причин, если не считать потерю религиозности, состоит именно в том, что современные мужчины так легко отдаются блуду, и мало среди них людей, сохранивших целомудрие. Хулиганство среди молодежи и подростков, ставшее в наше время настоящим бичом жизни, в значительной степени объясняется также недостатками воли, ослабленной блудом. Ибо хулиганство есть не столько злая деятельность с определенно дурной целью, сколько просто разнузданность дурных инстинктов или нежелание справиться с ними и подчинить их контролю рассудка и воли. Наоборот, люди, сохранившие целомудрие и чистые сердцем, обыкновенно обладают сильным духом и волей.
Чувствительность человека от разврата притупляется. Впечатления уже не воспринимаются с обычной живостью и силой, и радости жизни не доставляют прежнего удовольствия. Жизнерадостное настроение тускнеет, все мировоззрение принимает тон мрачный и унылый. Приступы уныния, особенно после падения, у молодых людей, у которых еще не заглохла совесть, бывают иногда настолько сильны, что доводят до самоубийства. Понижается, далее, весь идеал жизни. Мечты об общем счастье, о самоотверженной деятельности на пользу ближних, о подвигах служения, о будущем человечества, полном любви и радости, — все эти святые грезы, которыми вдохновляется юное сердце, которые манят его, как путеводный огонек, и сохраняют от подлости жизни, которые создали в жизни все, что есть в ней прекрасного и высокого, — весь этот идеализм молодости меркнет и гаснет. Вместо этого сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными. Сила и ядовитый чад этих образом, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все те возвышенные мысли и желания, которые увлекали раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеют демонские страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного, или, вернее, худе животного, потому что животные не доходят до такого разврата, до какого доходит человек. В таком состоянии человек уже совершенно не может воспринять веяние благодати и теряет всякую чувствительность к воздействию Духа Божия. У него нет более отзывчивости к добру, к которому Господь влечет человека тайным призывом его совести: он не слышит этого внутреннего голоса, он нравственно тупеет. Эта смерть духовная — состояние более опасное, чем состояние злобы, ибо в злобе духовные силы не уничтожаются, но лишь слабеют, не могут исчезнуть окончательно. Вот почему Господь карает, обыкновенно, гневом Своим подобных людей, уже неспособных к возрождению. «Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть», — этот суровый приговор был произнесен над людьми перед потопом, когда сыны Божии стали входить к дщерям человеческим, и они стали рождать им, и когда увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле (Быт. 6, 1-5). Грозное наказание последовало за этим приговором: всемирный потоп смыл с лица земли весь человеческий род, отупевший в разврате. Такая же печальная участь постигла позднее города Содом и Гоморру и тоже за грехи разврата: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь... и ниспроверг города сии и всю окрестность сию и всех жителей городов сих, и все произрастания земли...» (Быт. 19, 24-25).
Беспощадно истреблены были также народы земли Ханаанской во время завоевания ее евреями. За грехи разврата отвержены они были Богом и погибли, а земля отнята от них и отдана Израилю. Говоря Моисею о мерзостях блуда, которыми осквернен был Ханаан, Господь требует от Своего народа: «Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас; ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего. Итак соблюдайте постановления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш» (Лев. 18, 24-30). Чрезвычайно тяжелыми последствиями сказывается также потеря целомудрия на семейной жизни и на семейных отношениях людей, проведших бурную, нечистую юность. Сколько зла приносит так называемый «флирт», т.е. обычное среди молодежи любострастное ухаживание друг за другом, вся эта вольность взаимных отношений, зажигающие и ни к чему не обязывающие поцелуи, кокетливая игра на чувствах, иногда очень опасная и воспламеняющая. Чистое золото искренней любви разменивается здесь на грязные пятаки волокитства, и это очень грустно...
Любовь, честная, хорошая любовь юных сердец — это драгоценный дар Творца, данный человеку, как великое счастье и радость жизни, и к этому дару надо относиться бережно. А между тем, часто люди теряют этот дар благодаря небрежному или легкомысленному обращению с ним. Грубеет постепенно сердце в нездоровых возбуждениях флирта, и уже не можете вы более любить искренно, хорошо, беззаветно и чисто. Наступает, между тем, момент, когда на жизненном пути вам встречается, наконец, хороший человек, о котором вы давно мечтали, которому хотелось бы отдать все ваше сердце, человек, способный составить счастье всей вашей жизни, вполне достойный вашей любви.. и с ужасом замечаете вы, что уже не можете любить, что любить вам нечем: сердце износилось, сердце истрепалось, сердце неспособно к глубокому, прочному чувству. И как больно, оглянувшись назад, на свое прошлое, видеть, что чистое, яркое, большое счастье любви променено на грязь сомнительных наслаждений. И помочь горю почти уже нельзя. Можно лишь с тоскливым вздохом сказать: «А счастье было так возможно, так близко!»
Итак, берегите сердце! Берегите юную любовь! Она нежна, эта любовь, как благоухающий лепесток лилии, который так легко запачкать и замять грубыми руками!..
Быть может, еще более, чем родители, страдают от их распутной молодости их дети. Физически это сказывается в детях ненормальностями организма и разными болезнями — рахитом, нервным расстройством, истощением, психически дурною наследственностью, еще более вредной для благополучия их жизни. Пороки родителей легко передаются по наследству детям, и часто в детях Господь посылает наказание родителям за их нечистое прошлое, которое является несомненным преступлением, прежде всего перед потомством. Можно без колебания сказать, что самая главная обязанность родителей по отношению к детям, — это целомудрие до брака.
Как бороться с блудной страстью и с искушениями против седьмой заповеди?
В значительной степени здесь придется повторить то, что было сказано раньше о борьбе с искушениями вообще:
Епископ Варнава (Беляев)
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.