Статья из журнала «ФОМА»
В редакцию «Фомы» часто приходят письма с вопросами, касающимися беременности и женского здоровья. Подобные вопросы возникают и у посетителей нашего сайта , участников Форума «Фома-центра» в интернете. С наиболее волнующими наших читателей вопросами мы обратились к настоятелю храма царевича Димитрия при Первой градской больнице, отцу Аркадию Шатову.
Я медицинский работник, работаю в родблоке. Недавно у нас был случай очень тяжелых родов, с осложнениями, которые возникли из-за того, что в период беременности женщина соблюдала пост. В результате под угрозой оказались и жизнь мамы, и жизнь ребенка. Возникает вполне естественный вопрос: а для чего нужны такие жертвы? Неужели пост установлен для того, чтобы навредить человеку?
Отвечая на этот вопрос, прежде всего, нужно сказать, что пост должен быть разумным. Нужно помнить, что пост — это всегда только средство достижения цели.То есть, поститься должны все люди, но для каждого существует своя мера поста. Лучше даже, чтобы человек не сам себе ее определял, а делал это по совету духовника, дабы избежать излишней ревности или наоборот — излишнего послабления.
В современном мире не всегда оправдано соблюдение такого жесткого поста, который описывается в житиях. Дело в том, что тысячу лет назад люди действительно строго соблюдали все установленные правила. Но они были, кстати, и гораздо здоровее любого из нас. С тех пор очень многое изменилось. Абсолютно здоровых физически людей сейчас уже практически нет. Изменился и ритм жизни, и воздух, и даже вода, изменился состав продуктов. К тому же, большинство из нас живут не в монастырях, а в миру, где зачастую трудно бывает даже найти постные продукты.
Есть ряд случаев, когда пост смягчается согласно канону. Для кормящих матерей, беременных, больных, путешествующих людей мера поста совсем иная, она зависит от степени их здоровья, и физического, и духовного. Я знаю духовников, которые разрешают вкушать беременным и кормящим все, кроме мяса, если врачи настаивают на смягчении поста.
Насколько я знаю, в родах и воспитании детей состоит высшее назначение женщины, через роды она частично искупает первородный грех. Почему же после родов женщина должна еще и проходить очищение, будто бы в этом заключается какая-то вина?
Здесь важно до конца понять, в чем смысл очищения. С одной стороны, природа человека такова, что процессы, происходящие в организме в послеродовой период, мешают женщине присутствовать в храме, ей становится физически сложно выстаивать службу до конца. По этой причине на некоторое время ей дается послабление. Это ни в коем случае не отстранение от Церкви: женщина может приходить в храм, может присутствовать на службах, стоя в притворе.
С другой стороны, эта мера — и очищение от греха, поскольку деторождение у нас соединяется с плотскими страстями.
Мой ребенок родился очень болезненным, неспокойным. По ночам постоянно кричит, даже перед соседями неудобно. Для меня же это вообще постоянная мука, потому что сил не хватает уже ни на что. Как его унять? Пробовала вычитывать молитвы, по всем правилам, но из этого ничего не получается, да я и не помню их всех наизусть. Грех ли это? И что мне делать?
По-моему, если человек не исполняет молитвенных правил по нерадению, то это, конечно, грех. Но бывает, что человек не вычитывает правило потому, что для него это физически невозможно. Господь никогда не спросит с нас то, чего мы физически не в состоянии сделать. Можно просто над его кроваткой читать краткие молитвы, которые помнятся наизусть — Иисусову молитву, "Отче наш", Богородице Дево.
Как поступить родителям, если врачи предлагают им оставить ребенка в роддоме? Грех ли это? Не лучше ли было бы вообще не рожать такого ребенка и не мучить себя и его?
Родить ребенка и оставить его в роддоме — это меньший грех, чем сделать аборт. Я, например, не возьмусь осуждать таких людей, которые в силу каких-то причин не могут воспитывать своего ребенка — все-таки они его не убивают. Они отдают его на попечение государства, в котором есть определенная система заботы о таких детях. Конечно, нельзя сказать, что это хорошо, но бывают ситуации, когда избежать этого нельзя. Если ребенок родился с каким-то очень серьезным недугом, то воспитание его в домашних условиях невозможно. В этом случае родители должны постараться сделать все от них зависящее для своего ребенка — устроить его в хороший интернат, навещать его постоянно, заботиться о нем...
По моему опыту, период беременности психологически очень сложный. К сожалению, мы не всегда готовы к тем трудностям, с которыми приходится сталкиваться, особенно в отношениях между супругами. Есть ли какие-то правила или советы, как вести себя супругам в это время?
Своим духовным дочерям, если они беременны, я советую, чтобы они радовались и благодарили Бога. Ведь если для мужчины самое высокое служение — это быть священником, то для женщины это, конечно, быть матерью. Но нужно помнить, что беременность — это период очень тяжелый, это испытания, трудности, проблемы... Женщина начинает очень сильно раздражаться, ей бывает тяжело. Поэтому в это время нужно чаще исповедоваться, причащаться, молиться, обязательно молиться о ребенке и помнить, что воспитание ребенка уже началось: еще находясь внутри, он воспринимает этот мир через свою маму, и от ее духовного состояния зависит его развитие.
Для мужа в это время самое главное — терпение. Потому что в это время женщины зачастую раздражительны, капризны. Но когда ребенок рождается, то это время для матери — самое радостное и счастливое. В организме у женщины все как-то обновляется. Я помню это и по своей жене, вижу и по нашим прихожанам. Поэтому мужу, если ему не нравится что-то в поведении жены во время беременности, нужно потерпеть, помня о том, что она совершает нелегкий подвиг — вынашивание ребенка. И в этом подвиге ей нужно помогать.
Подготовила Алла МИТРОФАНОВА
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.