Если бы 10-20 лет назад мне бы кто-нибудь сказал, что я буду заниматься общественной работой, помогать воспитанникам и выпускникам детских домов, громкий смех услышал бы весь мой детский дом. А прожил я в детском доме ни мало ни много 16 полных лет. Так получилось, что при рождении родители оставили меня, это был их выбор. То, что мне пришлось увидеть, услышать, ощутить, трудно передать, понять, порой поверить.
Мое детство попало в системную жизнь — систему воспитания, питания и даже сна, все по распорядку. Не буду оригинален, если скажу, что детский дом не для ребенка, наверняка многие вряд ли смогли бы прожить даже какое-то время «детдомовским укладом».
Спустя многие годы, сейчас осознаю, что не жестокость старших, равнодушие случайных людей, прохожих, даже учителей в школе так остро сохранились в памяти о детстве. К нам приходили разные люди, значительно старше и опытнее нас, но какие они были разные, наши воспитатели, от которых зависела вся наша ребячья жизнь.
Помню воспитателей, которые сами приходили, по собственной воле, были рядом, занимались нами, чужими детьми. Что вкладывали они в наши души, наше будущее? Были и стали ли они родными нам? Первое, что вспоминается: мы знали все внутренние и семейные проблемы наших воспитателей, они говорили о них между собой, и получается нам, о своих трудностях.
Нет, мы не специально подслушивали, мы жили с этим, находясь рядом. Какой опыт мы получали, какие эмоции — без комментариев, а ведь все это оседает в памяти. Были и другие обсуждения, о зарплате, коллегах, и мы всегда были рядом. Были среди них и хорошие и добрые, но так редко и так недолго..
Далее вглядываясь в свое детство, вижу отсутствие порой самого элементарного — туалетной бумаги, салфеток, дверей в комнаты, личных вещей. Личных вещей, игрушек, одежды, и всего другого не было никогда, все было государственное, общее, значит не твое. В детском доме слово «личность», звучит как крамола, ты общий, ты не свой, ты государственный, этому что-либо трудно противопоставить, возразить — горькая правда.
Изредка, ко мне за обедом приходила суповая тарелка с зайчиком, я даже пытался ее прятать, чтобы есть только из нее, но не разрешали — сдай тарелку, в посудную. Запаха новой одежды мы практически не знали, государство думало только о питании, мы донашивали одежду старших товарищей, нам дошивали рукава брюк и рубашек. Дети «домашние», видя нас, называли нас инкубаторскими, из-за одинаковости и серости одеяния, мы их били, как теперь я понимаю, в какой-то степени они были правы. А как привить ребенку культуру ношения хорошей одежды?
Отношение в школе к нам было однозначно негативное, так как мы плохо, как правило, учились, прогуливали занятия, нами никто в школе не занимался, не интересовался — мы же «детдомовские». Учителя были к нам снисходительны, редко спрашивали домашнее задание, а выход к доске был событием чаще всего печальным.
Оценка ставилась автоматом: помыл пол — тройка, передвинул шкаф — тройка с плюсом. Все это складывалось из-за того, что сами учителя не знали, что с нами делать, как себя вести, какие методы применять, ведь наши родители не могли прийти к ним.
Если и вызывали воспитателя, то он получал от учителя «информацию», а в результате в личном деле выпускника копились «не выходы в школу», потом спецшкола — за уклонение. Странно, складывалось впечатление, что государство карает своих детей за свою же плохую работу. Казалось, все это должно было бы привести к тому, что я как выпускник детского дома выйду в общество обозленным, раздраженным, с неясным представлением о будущем. Почему так не случилось со мной, нынче работающим с детскими домами, тюрьмами, СИЗО, бомжами, детьми-сиротами? Что это, генетическая расположенность, внутренняя мотивация, божественное снисхождение? С моей точки зрения — это труд над самим собой, анализ обстоятельств, умение получать опыт даже от самых маленьких шишек, не говоря уже о больших ударах судьбы. Как ни странно, сейчас мне кажется, что, живи я в более комфортных условиях, вряд ли мне удалось бы уцелеть, так как борьба за достойную жизнь, после выхода из детского дома, более жесткая, но я был готов. Пытаясь уйти от избиения старших в детском доме, я ходил в добрый десяток кружков и секций, это и стало самым важным вложением в свое будущее.
Покинув детский дом, я был готов к трудностям, которые ждали на моем пути, я был самостоятелен и имел положительный взгляд на день завтрашний.
Жил ли я потом в магазине, получал ли мизерную зарплату, которая давала мало возможностей для реализации самых насущных потребностей, но я ВЕРИЛ в день грядущий. Даже когда было очень нелегко, одиноко, я никогда не впадал в уныние, не подавал вида, не хотел, чтобы меня пожалели. Упорство, работа, гибкость, устремление, мотивация стали для меня залогом успеха, возможностью жить достойнее. И, вероятно, положительный опыт значимых для меня людей также повлиял на мое становление.
Размышляя о своей жизни и анализируя полученный опыт, мне захотелось передать это другим людям, в частности, выпускникам сиротских учреждений. Поэтому в 2000 году я явился инициатором создания КРОМО «Равновесие», которая призвана помогать детям-сиротам, выпускникам сиротских учреждений. В 2003 году, силами организации, построена Церковь во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, уже год работает столовая для лиц без определенного места жительства. Проведено множество акций, мероприятий, для различных категорий социально незащищенных граждан.
Оглядываясь назад, могу сказать, что какие бы трудности мне ни пришлось пережить, мне не жаль ни секунды из прожитых на этой земле. Я старался и стараюсь жить максимально честно и правдиво. Вопрос, для чего и ради чего живу, отпал давно. И ради памяти своих детдомовских друзей. Я живу ради тех, кто ступал, ступает и ступит на эту светлую землю. С радостью и для радости. В сердце моем всегда будет жить благодарность и признательность к людям, зачастую совершенно посторонним, незнакомым, которые порой делом, иногда словом, а иногда и взглядом вершили Добро в моей детской душе, не давали угаснуть вере в него в моем просоленном от слез детстве. Этих людей не интересовало, есть ли у меня прописка, кто я и откуда, кто я по социальному статусу... Это были просто добрые люди, встретившиеся на моем пути.
Чудо, что спустя годы можно оглянуться и признать ошибки, простить врагов своих, отдать дань чести и чистоте отдельных личностей. Благодаря которым иду дальше.
С уважением, Председатель
КРОМО «Равновесие»
Александр Гезалов
Карельская региональная общественно-молодежная организация «Равновесие» создана в январе 2000 года. Цель создания организации — оказание адаптационной помощи детям-сиротам — воспитанникам и выпускникам сиротских учреждений. КРОМО «Равновесие» сотрудничает с детскими домами, школами-интернатами, СИЗО, тюрьмами, «Домом ребенка», «Перинатальным центром». За время деятельности КРОМО «Равновесие» проведено более 300 различных мероприятий. КРОМО «Равновесие» работает в различных направлениях: культурно-спортивном, гуманитарном, информационном. КРОМО «Равновесие» оказывает различную помощь выпускникам сиротских учреждений, а именно: содействие в трудоустройстве, решение жилищных трудностей, оказание гуманитарной помощи.
Председатель Карельской региональной общественно-молодежной организации «Равновесие» — Александр Гезалов, выпускник детского дома города Суздаль 1984 года, в общей сложности в сиротском учреждении провел 17 лет.
В 2002 году Председатель КРОМО «Равновесие» А.С. Гезалов стал Лауреатом 2002 года г. Петрозаводска за активную общественную работу, Членом Комиссии по правам Человека при Главе РК, Председателем Попечительского совета «Дома ночного пребывания». Председатель КРОМО «Равновесие» награжден в 2002 году Благодарственным письмом от Председателя Правительства РК С.Л. Катанандова, Благодарственным письмом и Памятной медалью от Собора Александра Невского за строительство Церкви Святого Апостола Иоанна Богослова, Благодарственными письмами от различных учреждений г. Петрозаводска.
ВАЖНО: Все авторские матералы (статьи о воспитании, супружеских отношениях, чадородии), размещенные на этом сайте, отражают личную точку зрения автора и ни в коем случае не являются руководством к действию без благословения вашего духовника.