До брака
Волоколамск (июнь 1999)
До Волоколамска мы добирались автобусом от Тушино, до исторического центра города — пешком, хотя путь этот оказался относительно далеким.
В правом нижнем углу предыдущей фотографии видна автобусная остановка: отсюда можно доехать до знаменитого Иосифо-Волоцкого монастыря, чью историю можно прочитать, например здесь. Монастырь расположен вблизи двух небольших озер, он величествен и наряден одновременно. Мы тогда еще практически не видели монастырей и храмов русской глубинки, — это была первая и незабываемая встреча.
Звенигород (июнь 1999)
Для москвичей Звенигород, конечно, в представлении не нуждается. Тем более, что еще с давнишних времен (с XIV века по крайне мере) он входит в состав Московского княжества. Не менее знамениты и его живописные окрестности, называемые иногда «русской Швейцарией» (видимо, в предположении, что Швейцария — это образец красоты).
От железнодорожной станции до самого Звенигорода около 5 км. По прибытии электрички автобусы, идущие в город, особенно долго пассажиров не ожидают, поэтому, как и прошлый раз, мы шли пешком.
Основные и обязательные к посещению достопримечательности в Звенигороде — Успенский собор на Городке и Саввино-Сторожевский монастырь, построенные в конце XIV начале XV вв.
Стоит отметить, что и собор на Городке (к сожалению, не полностью сохранивший свой первоначальный облик), и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, и известный, наверное, многим Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре — это храмы-«родственники», они построены примерно в одно время при немалой поддержке князя Юрия, сына Дмитрия Донского и, кстати, крестного сына преподобного Сергия.
Святогорский монастырь и пушкинские места (июнь 1999)
Шел год 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И вот с одной паломнической службой мы поехали помолиться в Святогорском Успенском монастыре и посетить Михайловское и Тригорское. В этой небольшой обители на Святых горах находится фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных, где похоронен сам поэт, его родители и другие родственники.
Мы тогда делали первые шаги в церкви — для нас всё было интересно и необычно. Монахи принимали паломников очень радушно. Первый раз нам посчастливилось отведать вкуснейшей монастырской постной трапезы и ночевать в одном из пределов храма на полу (пол был деревянный, и всем дали матрацы и одеяла).
Летом, среди густой листвы, маленький монастырь почти и не виден.
Про пушкинские места — Михайловское и Тригорское, в которых мы пробыли, к сожалению, всего несколько часов, скажем немного: они удивительно красивы. Красота здесь — это и псковская природа, и труд людей, с любовью создававших и поддерживающих этот уникальный заповедник (после войны многое было восстановлено с нуля).
Псковская земля произвела на нас неизгладимое впечатление (а позже уже не раз приходилось слышать мнение, что Псковщина — место уникальное). И через полгода, уже будучи женатыми, мы решили посетить сам город Псков (об этом чуть позже).
Санкт-Петербург (август 1999)
Нашу "северную столицу" мы посетили незадолго до свадьбы, в начале августа. Погода была чудесной, и хотя дней было немного (всего 4), мы посмотрели все основные достопримечательности и поездили по пригородам.
Петербург привлекает не только обилием дворцов и музеев, но и своими святынями. Он, например, тесно связан с именами любимейших народом святых — св. благоверного князя Александра Невского и св. праведного Иоанна Кронштадского. Приехав в Петербург вновь, уже и не захочется бежать в Эрмитаж, а вот прийти помолиться в Александро-Невскую Лавру и Иоанновский монастырь (где покоятся мощи кронштадского пастыря) нужно обязательно.
(Знаменательно, что этот монастырь был ближайшим храмом к нашей гостинице — бывшему общежитию ЛИТМО).
Из архитектуры в Петербурге опять-таки интересны, может быть, не традиционные дворцовые ансамбли, а вот нечто другое. Например, очень красивые дома в стиле модерн на Каменоостровском проспекте или храмы, построенные в русском стиле в конце XIX начале XX века. Здесь они великолепны: всем известный храм Спаса-на-Крови; величественный, чуть ли не как Святая София, Морской Собор в Кронштадте и совсем не затмеваемый парками Петергофа находящийся там неподалеку Петропавловский собор. Еще памятник царю, при котором стал развиваться этот стиль — Александру III, тоже один из самых любимых (впрочем, как и сам царь).