Духовный смысл народной игрушки
Источник:Религия в Русском Журнале
...
Игрушка нужна всем: и умудренному старцу, и несмысленному младенцу. Для нас, взрослых, она есть символ жизни, ее цветения, возможности ее продолжения. Игрушка — это не окно в детство, а знак того, что мы и сейчас умеем радоваться, любить и легко прощать всех (забывать обиды), как и в те благословенные времена, когда путешествовали «под стол пешком».
Как это ни покажется странным на первый взгляд, но игрушка возводит ребенка к религиозным архетипам, независимо от того, желает этого сам создатель данной формы игрушки или нет. Почему так происходит? Душа человека «по природе христианка», религиозна, она несет в себе сопряженность с нетварным бытием, с Богом. Поэтому любой объект мира, жизненный опыт, образ поведения, мысли и чувства, отпечатываясь в глубинах человеческого «я», в дальнейшем возводят человека к тому типу религиозного сознания, которое складывается под их воздействием.
Все вещи и явления на земле, по учению св. Отцов, имеют свой первообраз на небесах. Иногда земные реальности (храм) почти вплотную являют нам эту Божию Действительность, а порой до неузнаваемости (банк, казино, супермаркет) помрачают образ небесных архетипов. «Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатанным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь там благодаря своим логосам… Дело же их одно и, как говорил Иезекииль… они словно колесо в колесе (Иез. 1,16) (Прп. Максим Исповедник. Мистагогия). В Боге «содержится средоточие всех предметов». Все в мире есть тайна Божия и символ. Чувственный мир есть образ или символ духовного мира.
О символизме мира учил не только преп. Максим, но и многие другие учители Церкви. Одним из последних, кто мудро писал об этом, был св. Григорий Палама. Приведу цитату из его третьей беседы: «Бог устроил этот видимый мир, как некое отображение надмирного мира, чтобы нам, через духовное созерцание его, как бы по некоей чудесной лестнице достигнуть оного мира».
Все в мире таинственно, двупланово и потому символично. Вспомните притчи Спасителя о зерне, тесте, неводе, соли, закваске и т.д. С их помощью Господь поведал нам тайны духовного мира. За этими простыми сущностями нашей повседневности открываются истинные смыслы вечного бытия.
Взрослым людям трудно настроить свою душу на символическое духовное восприятие жизни, но для святых и детей это легко. Святитель Игнатий (Брянчанинов), Тихон Задонский и другие святые подвижники подарили нам множество замечательных прозрений «от мира собираемых». Открывая их чистые книги, начинаешь понимать, что духовные реалии наполняют всю земную жизнь от великого до малого. Дети, пока мы из них не вырастили интеллектуальных головастиков, изначально воспринимают все, с чем соприкасаются в мире, символически. Игрушка является неподвижной точкой, капитанским мостиком, откуда дитя начинает познавать мир. Она своя, родная, «покусанная», прижатая к сердцу, ей можно доверять, она не изменит свой облик, не оставит в беде, и поэтому игрушка лежит как бы на границе этих двух противоречивых модусов восприятия жизни. Она принадлежит больше душевному космосу ребенка, чем внешней нейтральной действительности. Отсюда становится понятным, почему маленькие дети, подчас так драматически переживают потерю или поломку своей любимой куклы.
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Не плюшевый зайчик остался под дождем, а сама девочка Маша, «до ниточки» души промокшая, была брошена на скамейке.
Мне кажется, ребенок до отрочества не знает вещей самих по себе. Окружающий его мир сильно психологизирован и символичен. Он является как бы развернутой во внешнем бытии внутренней душой ребенка. Сам же глазастый маленький субъект находится в напряженном диалогизированном состоянии. Мир, как изнанка сердца, и душа, как отражение и усвоение образов мироздания. Все, что живет, цветет, движется, мычит, плачет и радуется в мире, проецируется в душу; с этим многоликим образом устанавливаются какие-то таинственные, «волшебные» связи.
Вот игрушечный паучок, но он только представляется маленьким, а на самом деле, как только уходят взрослые, он становится огромным и может утащить мальчика под кровать, в самый темный угол; вот папины ботинки, когда папа спит, они наскрипывают песенки пройденных дорог; а плюшевый мишка помнит все мои обиды и плачет вместе со мной. Игрушкой, рычагом приложения душевных сил к миру может быть любая вещь, природное или психическое явление. Даже сам ребенок может стать на время «игрушкой » — самолетом, деревом, слоном, молнией, рыбой или утюгом. Само время и пространство вокруг ребенка могут явиться для него объектом игровых опытов. Таким образом, игрушка становится для ребенка его «защитным», вторым «я». Через нее он включается и проживает мир всем своим маленьким умно-сердечным существом.
Ребенку тесно не только в границах своей детской и двора, но всего мира. Потенциальные силы его души тяготеют к бесконечности. Да, они и на самом деле являются таковыми. «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный» (Мф. 5, 48). Пусть дитя играет во что угодно, ибо через этот символизм он приобщается к Абсолютной стороне бытия. Апостол Павел говорит, что в конечных судьбах вселенной «будет Бог все во всем»(1 Кор.15,28). Так и ребенок (по «образу Божию») проживая разные состояния материи (играя в дождик, облако, камень), ощущая себя животным, птицей, рыбой, деревом, некоторым образом являет именно эту возможность быть «всем во всем».
КУБИКИ
Кубики есть двух видов: с картинками и нерасписанные, для конструирования всяких фигурок и домиков. Сначала обратимся к простым деревянным. Они развивают в ребенке понимание структурности бытия. Из них можно создать домик, башенку, дворец и т.д. Однако эти же «архитектурные» конструкции можно осуществить и при помощи песочницы. В чем отличие строительства деревянной башни от песочной ее аналогии? Песочная башня является из глубин и ее основанием служит сама земля. Она неразрывно с ней связана. Башня (домик) есть видимое всем взрослым присутствие в мире ребенка. Она в некотором роде являтся песочной скульптурой его души. Это он сам, мальчик или девочка, «возвышается» над миром; крепко утвердился на земле; врос в нее неподвижно и изучает все вокруг.
Деревянные кубики твердые, крепкие. Они имеют зафиксированную природу. Из кубиков не построишь все, что пожелаешь, например, круглую башню, норки, пещеры. Следовательно, мир имеет способность сопротивляться творческим дерзаниям человека, и необходимо научиться постигать логику самого материла, его «душу» для успешной земной деятельности. Кубики не растут из земли. Они созданы человеком. Башня, построенная из кубиков, может иметь основание не только в песочнице или на берегу реки, но и на полу в детской, на отцовском письменном столе, на подоконнике и т.д. Значит ее существование не так крепко связано с землей, как у песочной. Дождик прошумел, и песчаная башенка растворилась в земных глубинах, а деревянная, может простоять хоть «сто лет» (с вечера до утра), до тех пор, пока ребенок не решит открыть и закрепить новые формы проявления своей личности в мире.
ПИРАМИДКА
Что это такое? Деревянная гладкая палочка с широким основанием, на которую последовательно нанизываются круглые разноцветные диски разной величины. Для чего она ребенку? Ведь, наверное, не для того, чтобы он учился только координации движений и умению определять размеры объектов. Причем цвет несет здесь вспомогательное значение.
Эта пирамидка показывает ребенку иерархичность бытия, его слаженность и последовательность красоты. Если он самый маленький диск поставит вниз пирамидки, а самый большой — наверх, то она будет неустойчивой, а то и совсем упадет. Образ складывания пирамидки запечатлеется на сердце, смысл ее, как зернышко упадет в «тайные» души и расцветет в ней великим древом понимания, что гармоничное бытие всегда иерархично. Красота — это, прежде всего, иерархия, и, наоборот, Иерархия — это красота. В Православии есть особое понятие об Иерархии. По определению Дионисия Ареопагита, она есть «священный чин, знание и деятельность, по возможности уподобляющаяся Божественной Красоте и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию» (Д. Ареопагит. О Небесной Иерархии.)
Методически воспитательное значение пирамидки можно упрочить, если всем цветам придать символическое значение и разместить соответствующим образом на пирамидальной вертикали. Венчать пирамидку — должен белый шарик (символ Бога), ниже следовать — желтый, самый маленький диск (символ ангельских чинов), еще ниже — красный (символ святых), далее -голубой (символ неба), потом — зеленый (символ человека и «всякого дыхания», последний — коричневый (символ земли), завершающий диск, в центре которого утверждена вертикальная палочка, должен быть белого цвета, как венчающий пирамидку шарик. Символическое значение одного цвета шарика и основания — Бог пронизывает Своей Силой всю совокупность бытия.
ВАНЬКА-ВСТАНЬКА
У современных детей имеется, к сожалению, только один образ этой игрушки. Два пластмассовых шарика, поставлены друг на друга. Нижний является туловищем. Верхний — головой. Лицо у этого Ваньки-встаньки «советского периода развитой номенклатуры» всегда стандартное: необыкновенно тупое и наивное. Почему Ваньку бьют, а он встает? Потому что он «Иван-дурак», он тупой, и за это его снова и снова роняют на пол. Был бы умный, лежал бы себе тихонечко и не «прыгал». Примерно так мог бы размышлять взрослый человек, глядя на этого «краснощекого» младенца-молодца.
Мне кажется, лицо у этой игрушки должно быть почти иконописным: простым и веселым. Самый подходящий лик для него — монашеский. Монахи во всей свой жизни исповедуют и исполняют на духовном уровне принцип «Ванька-встаньки»: «сколько раз упал, столько раз и поднимайся». Я говорю это не для смеха. Именно монашеские лица отражают сию неунывающую бодрость, тихую веселость души. Но такую игрушку сделать невозможно «соблазна ради и благообразия». И я с этим полностью согласен. Поэтому пусть у Ваньки-встаньки будет лицо мирянина, но умно-прекрасное, радостью исполненное. Игрушка этого ждет. Она не может воплотить в нынешнем униженном образе всю пасхальную радость своего покаянного смысла.
Почему Ванька-встанька всякий раз выпрямляется? Почти все взрослые отвечают неверно: «низ тяжелый, железка на дне, вот и поднимается». Правильный ответ иной: потому что верх легкий. Однажды, я задал этот вопрос одному игумену монастыря: «Душа чистая! Каяться умеет!». Вот что значит духовная традиция!
Размер игрушки тоже изменился. Ванюша стал такой «махонький», что и не видно его подъема. Все кажется, он на боку лежит. Это недавно игрушки стали такими миниатюрными, простите, для каких-то карликов. Раньше уж была пирамидка, так всем на загляденье! Кубики, каждый с доброе яблоко! Ванька-встанька, молодец «зело» от пола возвышался!
Современной промышленности, поточному методу, разумеется, выгоднее выпускать игрушки небольшого размера. Это и взрослым удобнее. У ребенка должен быть свой ящик для игрушек и не малой вместимости. А чаще всего мы даем ему какую-нибудь драную коробку от пылесоса или TV, и будь доволен. Дитя сваливает в нее все свое добро в кучу, а потом, когда приходит час игры, «долго и упорно» ищет необходимую игрушку.
Игрушка должна храниться в кованых сундуках, в расписных ларях или, на худой конец, в добротно склоченных ящиках. Этот игрушечный сундук, как мы говорили, — потенциальные миры. Печален младенец или отрок, у которого нет для игрушек своего места. Ребенок осмысляет свое присутствие в мире через принадлежность к материальным объектам. Если вы берете его игрушки и запихиваете, как попало в какой-нибудь угол (коробку), то это вы его сживаете со света, его уторкиваете; не даете ему проявить себя, бытийствовать в мире; для него нет «места». Поэтому появляются такие детские картинки.
На карандашном рисунке изображена семья: папа, мама, сестренка и братик. Спрашиваю: «А где же ты, дружок?» Отвечает: «А меня нет! Я в школу ушел!» Почему в школу? Да потому, что у ребенка нет своей кроватки, спит, то на диване, то на раскладушке, нет своего стола, своего тихого уголка, наконец, своей милой иконочки нет.
А как же тогда решался «вопрос о месте» в крестьянских многодетных семьях? Очень просто. Во владение старым и малым отдавались печка и полати. Печка в русской традиции — сердце избы, душевный центр дома. В ней пекут хлеб и варят еду для всех. С печки виден весь мир. Ребенок никому не мешая, может смотреть на все, что совершается в доме. На печке рассказывают сказки, там плачут от обиды, согревают озябшие ноги и руки, едят пироги, там самое «шепотное место», за занавесочкой. Полати тоже хороши. Высоко, уютно, сладко. Они словно балкончик над печкой, телу тесновато, зато душе просторно. А захочется побегать, попрыгать, вся улица — наша, ребячья.
Как я радуюсь за тех отцов и матерей, которые идут на собственное утеснение, и выделяют достаточное пространство в доме для становления детской души. Они воспитывают не только будущих покровителей своей старости, но и подлинных членов родного города, Отечества. Они найдут свое «место» в них.
Вернемся к Ванька-встаньке. Легкий «духовный» верх этой игрушки устремлен к небу, туда, откуда изливается Слава Господня. Смыл этой игрушки наполнен жизнеутверждающим оптимизмом. К ней замечательно подходят слова ап. Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота. Или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас…» (Рим.8, 35) Любовь Божия бесконечна к человеку и «упавший» встанет, если «верх» его будет обращен к Небесному Отцу. Надо жить по Ванька-встаньке. Согрешил, «упал», не томись в гордыне, не закосневай в психоаналитических оценках своего проступка, не надейся на исцеляющий елей времени, обратись к Богу, встань, покайся!
Но в этой чудесной игрушке важна и нижняя часть. Если она будет так же воздушна, как и верхняя, то Ванька-встанька не поднимется. «Низ» человека, его психофизика должны быть созиждены, привязаны к земным пределам; чтобы он раньше времени не воспарил в небо, прыгнув «с крыла храма» (Лк. 4, 9), сочтя себя совершенно готовым к ангельской жизни. Нездоровая душевность в религиозной жизни ведет к «падению», к ложным духовным состояниям. Св. Отцы знали об этом и неоднократно предупреждали, что, если ты видишь новоначального монаха, подобно молнии восходящего на небеса, схвати его за ногу и сдерни на землю. Тяжелый «низ» должен быть подчинен высшим структурам в человеке, но не сожжен в подвиге аскезы. Он не попаляется благодатью, а преображаются в ней.
Вглядитесь в лик Христов. Все его поступки и слова исполнены как небесной, так и земной мудрости. Когда Ему задали лукавый вопрос: «можно ли платить налоги в пользу Рима?», он не ответил мистической тирадой, а попросил принести обычную монетку.
Методические рекомендации ясны: Ванька-встанька всем своим образом должен являть покаянный оптимизм.
ВОЛЧОК
Под волчком я разумею не полумеханическую современную юлу, которая приводится в действие винтовой ручкой. Волчок — это круглый, несколько сферический, раскрашенный диск, вращающийся под действием человеческой силы.
Недавно я был на семинаре по оздоровлению детей в ДОУ. Его проводили два православных врача из Петербурга. Они показывали всем с детских лет знакомое упражнение для активизации кровообращения головного мозга. Оно называется «ладушки». Был проведен ряд экспериментов по детским народным играм для самых маленьких. Оказалось, что все народные игры глубоко и благотворно воздействуют на психофизические структуры ребенка. В частности, упражнение «ладушки», когда дети встают друг против друга и в быстром темпе ударяют по ладоням напарника с разной вариантностью, улучшает кровоснабжение мозга головы.
Похожее действие мы наблюдаем при занятиях ребенка с волчком. Прилагая физическую сноровку для его раскручивания, ладонь ребенка складывается в лодочку, а потом резко разжимается с вращательным усилием. Это движение руки будет сложным и для взрослого. Совершая, его ребенок актуализирует умные силы души. Но это только периферийное значение рассматриваемой игрушки.
Еще раз напомню о дробном восприятии мира в младшем и среднем дошкольном возрасте. Мир приковывает внимание ребенка своими яркими красочными объектами. Душа его, словно ось, вокруг которой крутится мировая жизнь. Через игрушку, как через защитный экран, он пробует свои силы в его постижении, примеривает на себя мировые функции.
Ребенку трудно остановиться и обратить взгляд на себя, ощутить себя изнутри. Вращающийся волчок дает ему такую возможность. Дитя может внутренне замереть и созерцать свое сердце. Понимаете в чем здесь важность? Юная душа включена в мир, и не ощущает своего присутствия в нем без людей и вещей. Но когда тихо, без свиста, перед ним бегут разноцветные кольца, то, сливаясь, то, вновь расходясь на свои окружности, ребенок останавливает взгляд и начинает, может быть, впервые, ощущать свое небольшое, но уже непостижимое «я».
Это момент самосознания. Без него личность человека не постигнет своеобразия, инаковости других людей и не сможет полноценно осуществлять социальное общение, как единение в любви. Акт самопостижения — уникальная временная точка в становлении человеческой личности. Чем раньше он осуществится, тем значительнее человек сумеет, до прихода в вечность, раскрыть потенции своей природы и вместить нетварные энергии Святого Духа. Ребенок вне этого самопознания не только не сможет сказать другому «ты»; он останется, непригоден к человеческому общению в пределах земной жизни навсегда. Вспомните судьбы детей, найденных в лесах и воспитанных зверями. До конца дней своих они не вместили минимума душевных соотношений с другими людьми.
Есть в волчке еще один косвенный смысл. Внешней своей формой он напоминает конфигурацию солнечной системы. Человек — «царь и священник» — есть двигатель космического мира. И мы знаем из открытия антропного принципа вселенной, что, действительно, прообразом для создания вселенной служил человек. Так Господь воплотил свою волю в этом мире. Поэтому весь видимый космос, в совокупности с землей, суть второе тело человечества, антропосфера. Ребенок, вращающий маленькую символическую копию солнечной системы. Кем он станет? Хранителем или Терминатором?
ПОГРЕМУШКА
Я не буду описывать конструкцию погремушки. Образ ее знаком всем. Замечу только, что палочку, за которую ребенок держит звучащий шарик нужно делать на длину двух— трех охватов детской руки, чтобы ему было легче производить звуки разной силы. Каждый шумовой всплеск, который производит при ее помощи дитя, означает его присутствие в пространственной среде. И если волчок помогает в акте самосознания, то погремушка прокладывает путь к этому личностному событию. Она предназначенна для самых маленьких.
Ребенок, берущий ее в руки, примерно так проживает свое взаимодействие с сущим: «Аз есмь! Я меняю мир вокруг себя! Я произвожу звучание, и мир принимает его в себя без остатка; втягивает, как вода соль, мои звуки, мою жизнь! Я остаюсь в нем. Да, сейчас в комнате тихо. Но я знаю, что все вещи услышали мои звуки, согласились на мое существование и приняли к себе в сотоварищи. Безмолвие пространства только видимость. Оно до пределов наполнено нестройными голосами самого бытия».
Между прочим, взрослые, когда попадают в критические ситуации и реальность стремительно от них ускользает, пользуются тем же «эффектом погремушки» — начинают громко проговаривать вслух свои мысли и чувства. Это касается и религиозной жизни. В аскетической литературе имеется мудрый совет: при демонических страхованиях читать молитвенное правило громким голосом. Совет добрый, на себе пробовал.
МЯЧИК
Мячик помогает на чувственном опыте познавать структуру материального мира и его предметов. От пола хорошо отскакивает. Почему? Пол крепкий. От песка, на берегу речки — плохо. Песчинки не соединены друг с другом и поэтому песок «рассыпчатый». Вода собрана воедино, но она мягкая и принимает в себя мячик. Мячиком ребенок воздействует на окружающую среду и учится постигать ее границы и свойства.
На святых иконах ангелы, часто изображаются держащими прозрачные «мячики» — сферы. Они суть символ их совершенного послушания воле Божией и пронизанности своей природы светом Фавора. Ангелы «вторые светы». Сфера всегда была символом совершенства. Мальчик играет с мячиком. Как ему нравится подкидывать его в прозрачные небеса, ловить, прижимая к сердцу! В руках ребенка предмет совершенной формы. Он учится владеть им; он пробует овладевать совершенными, пока еще физическими, объектами мира. Он пинает его, и совершенный физический феномен катится «совершенно» далеко, квадратный мячик к продолжительному движению неспособен. Это запоминается.
Эта игрушка обладает прекрасными качествами для развития ловкости, быстроты реакции, умения вложить всю силу в один толчок, т.е. учит психофизической собранности. С 6-8 лет мячик служит для расширения социальных связей. Несколько детей, например, могут играть в вышибалы.
МАТРЕШКА
Принцип матрешки пришел в русскую культуры из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце — принцип существования жизни. Совершенное в Совершенном, Подобное в Подобном, Одно во Всех и Все в Одном — полное соподчинение и единообразие. В этом красота, смысл и спасение человека.
«Догматическим» формулам пантеистической безличной религии полностью соответствует внешний вид яйцевидной игрушки. Однако мы, русские люди, исповедуем Православие — поклонение Трехличностному Богу. Православное сердце ищет не обожествления (следствия), а Встречи с Личным Богом. «Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6,33). Бог есть Личность, свободно воплощающая свое бытие. И человек, как «образ Божий», является носителем личностного начала. Поэтому каким-то удивительным образом этот принцип (одно в другом) преобразился на русской земле из безличного яйца в молодецкую матрешку с десятками разнообразных ликов. Из яйца вдруг появился: младенец, девочка, девушка, молодка, бабушка.
В восточных религиозных системах человек начинает чувствовать себя заключенным в мировой Кокон, считая, что «спасает» себя от смертоносного влияние времени и трагедий в загробном мире. А русская матрешка созидается с лицом, подчас очень оригинальным и неповторимым. Что это за прозрение? Это прозрение о назначении человека и конечных судьбах вселенной.
В православном богословии догмат о Святой Троице поясняется при помощи аналогий из физического мира, например, солнца. Возможность таких тварных подобий обосновывается символической структурой мира, созданного Богом-Троицей. Мне видится, что лучшей аналогией, раскрывающей догмат о Церкви, является русская матрешка. Ее структура идеально соответствует пониманию Церкви самой себя как «неслитного, нераздельного, неизменного, неразлучного» Бытия всех ее частей в Духе Святом.
По учению св. Отцов, как каждая частица Причастия непостижимым образом вмещает всего Христа, так и каждая единица Церкви обладает всей Полнотой Жизни Вселенского Православия, будь это деревенская церквушка на краю земли, патриарший собор в Москве, храм Гроба Господня в Иерусалиме или Константинопольская кафедра. Где Евхаристия, там и Церковь, где Церковь, там и Христос, где Христос, там Полнота Троичного Бытия. Приход, «отложившийся от своего епископа», теряет причастность ко Вселенской Полноте.
Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится «неполной»; но в тоже время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. Жаль, что ученые отцы-догматисты проходят мимо этого замечательного игрушечного подобия. В матрешке дается образ «очеловеченного»мира, «очеловеченной»вселенной.
Можно провести творческий семинар по тематическому обновлению (мне кажется, что принцип стандартности матрешечных ликов суть не до конца изжитый прообраз пантеистического яйца Востока). Матрешка необходима нашим детям, и я верю, что мы сохраним ее для них, найдя новые неожиданные краски и образы в Православии.
О ВЫХОДЕ ИЗ «ТУПИКА»
Прочитают родители мою работу, «почешут в затылке» и скажут: Ну, и как же теперь быть? Маленьким, понятно: пирамидки, матрешки, куколки, а тем, что постарше? Не в кубики же им играть? Что посоветуете, батюшка?»
Ситуацию, сложившуюся вокруг детской игрушки, я бы не назвал тупиковой. Слава Богу, кроме китайских предприятий, заваливших нас своей «народной» продукцией, существуют отечественные производители традиционной игрушки. Они до сих пор, еще с советских времен, выпускают добротные железные самосвалы, трактора, мячи, скакалки, дудки, коляски, конструкторы, санки, и т. д. Все эти игрушки можно без смущения дарить детям.
Мягкая игрушка (слоники, зайчики, медведи и пр.) как правило, имеет веселый добродушный образ, и нет никаких причин лишать детей радости обладания ею. Это прирученные «райские» звери. Что такое плюшевый мишка? Мягкая, очеловеченная душа лесного царя зверей воплощенная в форме игрушки.
Девочка сажает «мишку» за стол и кормит кашей. Она вырастет и увидит, надеюсь, в зоопарке, настоящего медведя и может быть подумает: «Ничего, что он с виду такой дремучий! На самом деле сердце у него доброе, как у моего плюшевого медвежонка» И будет права, ибо злоба звериная есть отражение в твари лютости человеческой.
Можно и самим попытаться сделать игрушки. Это, конечно, не совет подобный совету Ганди, всем ходить с прялками. Но все же, почему бы не попробовать, хотя бы пару раз, вместе с детьми сотворить несколько игровых единиц? Если отец не имеет способностей к столярному делу, а мать к рукоделию (что само по себе неестественно для них), то можно найти соответствующего мастера (мастерицу) и заказать им необходимую игрушку: машину, коляску, подъемный кран, кукольную мебель, одежду и пр. Уверен по стоимости она будет дешевле фабричной.
В возрасте 7-10 лет дети становятся способными осуществлять сложные социальные игры. Поэтому вполне возможно родителям помочь им в организации этих игр. Разве так трудно вспомнить себя мальчишкой и научить детей замечательным подвижным играм, таким как «лапта», «двенадцать палочек», «чиж» и «казаки-разбойники»?
Возможно, одним из выходов будет и создание специализированного магазина доброкачественной, душевно — укрепляющей, детской и народной игрушки. Такой опыт уже был единожды осуществлен в России, в Сергиевом Посаде, незадолго до революции. Иван Шмелев в одном из своих произведений описывает эту прекрасную продукцию, которая быстро завоевала любовь детей и родителей во многих пределах русской земли. Замечательно то, что создание этого комплекса (мастерские и сеть магазинов) было вызвано к жизни не желанием обогатиться, а стремлением дать русским мальчикам и девочкам (после проделанной серьезной научной работы) воспитательную, нравственно-оздоровляющую игрушку.
Вятское Земство, незадолго до 17 года организовало, по типу подмосковных мастерских, свое небольшое предприятие. Но вскоре, в «пожаре мировой революции», оно исчезло. Не пришла ли пора возродить традицию? Тем более некоторые силы для этого уже существуют. Например, в Нововятском районе, в д. Луговая, есть предприятие «Сувенир», в котором продолжается традиция изготовления деревянной игрушки. Унывать не стоит и «благослови Бог почин».
Завершу работу словами Спасителя: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие…(Мк. 10, 14).
Всякая игрушка — желает того или не желает изобретающий ее инженер-фантазер, делающий ее мастер, продающий ее продавец, приобретающие ее отец и мать, — имеет свои духовные архетипы и, следовательно, религиозна с положительным или отрицательным знаком и ведет душу ребенка к Евангелию или к Общечеловеческим Ценностям, имя которым «легион».
Вся народная игрушка воспитывает «царя и священника Богу…» (Откр. 5, 10) Сохраним ее для наших детей, и у нас появится надежда, что дети сохранят Россию.
Иерей Андрей Кононов (г. Вятка)