Исправь ошибку на сайте:

Наши друзья:


Отрок.ua - Православный журнал для молодёжиИоанн. Сайт для ищущих...аборт, мини аборт, контрацепция,

Помочь сайту:


через систему
WEBMONEY


R353509845705
Z233893528350

Полезное

Православная доска бесплатных объявлений
Консультация по грудному вскармливанию

Напечатать!


Все материалы нашего сайта можно беспрепятственно распечатывать сразу из броузера: вся лишняя информация (навигация, баннеры и пр.) отсекается автоматически.

Баннеры



Вопросы и ответы о супружеской жизни

Источник:Журнал «ФОМА»

ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я СЛЫШАЛ, ЧТО ЧРЕЗМЕРНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ (ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОХОТИ) МОЖЕТ ТОЖЕ НАНЕСТИ ВРЕД И ДАЖЕ БОЛЬШИЙ, ЧЕМ НЕВОЗДЕРЖАНИЕ. ТАК ЛИ ЭТО? МОЖЕТ БЫТЬ, ЛУЧШЕ ИНОГДА НЕ ВОЗДЕРЖАТЬСЯ, ЧЕМ, СКРИПЯ ЗУБАМИ, ТЕРПЕТЬ И ПРИ ЭТОМ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ РАЗДРАЖЕННЫМ И ЗЛЫМ, И ГОЛОВЫ УЖЕ НЕ ХВАТАЕТ ВСЕ ВРЕМЯ ДУМАТЬ О БОГЕ? ТЕМ БОЛЕЕ, МНОГОЕ ЗАВИСИТ И ОТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ ЧЕЛОВЕКА. ТАК ОПАСНО ЛИ ЧРЕЗМЕРНОЕ ВОЗДЕРЖАНИЕ?

Опасно в одном случае — если это воздержание внешнее. Если воздерживаться, а внутренне разжигаться. Человек, который видимым образом не согрешает (не знаю — женат, неженат, во время многодневного поста), юноша или девушка, соблюдая свою чистоту до брака, но при этом внутренне разжигаясь, возвращаясь к одним и тем же темам, провоцируя себя на чувственность и на плотскую нечистоту, безусловно, рано или поздно доведет себя до греха. В каком-то смысле могут и свое собственное здоровье привести к расстройству, через такого рода неадекватное возбуждение чувственной сферы. Нужно же подходить к воздержанию как к целомудрию, то есть как к целостному ограничению себя ради Бога и Его правды, которое должно состоять не только в отказе от чего бы то ни было, но и в наполнении души положительным содержанием.

Становитесь на молитву, не забывая о том, что есть ближние вокруг вас, которым вы что-то должны сделать. Вообще, лучше думать о прочих своих трудах и обязанностях, тогда воздержание не будет ни чем-то вредным для нашего здоровья, ни, тем более, искажающим путь нашей души к спасению.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой великомученицы Татианы при МГУ

КОГДА Я СТАЛА ВСТРЕЧАТЬСЯ СО СВОИМ ПАРНЕМ МОЙ ДУХОВНЫЙ ОТЕЦ СКАЗАЛ, ЧТО ЦЕЛОВАТЬСЯ И ОБНИМАТЬСЯ НЕ ГРЕХ, ЧТО МЫ МОЛОДЫЕ И ЭТО ЕСТЕСТВЕННО, ПОСТЕПЕННО НАШИ ПОЦЕЛУИ И ОБЪЯТИЯ СТАЛИ БОЛЕЕ ОТКРОВЕННЫ… МНЕ СТЫДНО СПРОСИТЬ ОБ ЭТОМ МОЕГО ДУХОВНИКА. ЕГО ДУХОВНИК СКАЗАЛ ЕМУ, ЧТО В СЕМИНАРИИ ИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО НЕ ГРЕХ, ЕСЛИ МЕЖДУ НАМИ ЛЮБОВЬ , НО ЧТОБЫ ДАЛЕКО НЕ ЗАХОДИЛИ. ПРОШУ ВАШЕГО ОТВЕТА.

Не знаю, какой преподаватель семинарии и что говорил по этому поводу, на каком предмете. Думается вот что. Конечно же, период жениховства, период приготовления к браку нужно стараться, постараться — это я слабо сказал, нужно непременно пройти в чистоте в отношениях. То есть не допустить физической близости до брака, но и не только. Ибо не только те, кто не перешли последнего порога могут не сохранить чистоты, но и те, в ком чувственные устремления друг к другу, даже притом, что они некие границы ставят, стало главным в их друг к другу отношении. Если они вышли не на общение друг с другом во всей полноте личностного раскрытия и приятия, а некой волны чувственности, захлестывающей и покрывающей с головой так, что уже человека за ней не видно, — не дай Бог, чтобы так произошло. Даже если при этом на нем останутся брюки, а на ней юбка — это не есть хранение чистоты. И здесь, конечно, какую меру можно посоветовать?

Влюбленным молодым людям трудно быть вместе, особенно в наше время, быть вместе никак, не выражая видимым образом свои друг к другу влюбленности. Гулять, взявшись за руки. При расставании обменяться не только рукопожатием, не только поцелуем руки, но даже нежным, нечувственным прикосновением к щеке возлюбленной, вряд ли это можно назвать недопустимым. Но стремитесь, безусловно, избегать ситуаций, которые провоцируют вас также к чувственности.

Я бы посоветовал избегать оставаться наедине, там, где нет других людей. Скажем, не ночевать вместе в одной квартире, если там нет старших рядом или других людей, которые нейтрализуют эту ситуацию. Уезжать вдвоем в другой город, вообще вести себя так — не класть сено там, где огонь рядом горит.

Потом этот опыт борьбы за любовь друг к другу в чистоте очень пригодится в семейной жизни… Но это отдельный большой разговор.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой великомученицы Татианы при МГУ

ЗДРАВСТВУЙТЕ! БАТЮШКА, ПРОШУ ПОМОЧЬ СОВЕТОМ ПО СЛЕДУЮЩЕМУ ВОПРОСУ. МНЕ 21 ГОД, ПРАВОСЛАВНЫЙ. СОБИРАЮСЬ СОЧЕТАТЬСЯ БРАКОМ СО СВОЕЙ ЛЮБИМОЙ ДЕВУШКОЙ (ОНА ТОЖЕ ВЕРУЮЩАЯ). МЫ ХОТИМ ИМЕТЬ ДЕТЕЙ, НО, РЕАЛЬНО ОЦЕНИВАЯ НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ (ЖИТЬ БУДЕМ С РОДИТЕЛЯМИ, МАТЕРИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОКА НЕТ), ПРИХОДИМ К ВЫВОДУ, ЧТО МНОГО ДЕТЕЙ МЫ НЕ ПОТЯНЕМ. ДА И ПЕРВОГО ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗАВЕСТИ ПОПОЗЖЕ, КОГДА ЗАКОНЧУ УЧИТЬСЯ. БЛИЗКИЕ СОВЕТУЮТ НЕ ЛОМАТЬ СЕБЕ ГОЛОВУ, А ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОНТРАЦЕПТИВАМИ (КАК ВСЕ, ДОЖЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ, ГОВОРЯТ: ЧТО СЕБЕ ЖИЗНЬ УСЛОЖНЯТЬ, ДАЖЕ СВЯЩЕННИКИ ПОЛЬЗУЮТСЯ). С ДРУГОЙ СТОРОНЫ ВЕРУЮЩЕМУ НЕЛЬЗЯ ЛЕГКОМЫСЛЕННО ПОДХОДИТЬ К ЭТОМУ ВОПРОСУ, ИЗВЕСТНО, ЧТО КАНОНЫ СТРОГО ЗАПРЕЩАЮТ КАК СМЕРТНЫЙ ГРЕХ. ТАК КАК ОТНОСИТЬСЯ К СУПРУЖЕСКИМ ОТНОШЕНИЯМ? ИЛИ СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ЧАДОРОДИЯ, А С ДРУГОЙ ЦЕЛЬЮ ВСТУПАТЬ В НИХ ГРЕШНО, ИЛИ ЧАДОРОДИЕ — КАК РЕЗУЛЬТАТ ОТНОШЕНИЙ И ПРЕПЯТСТВОВАТЬ ЧАДОРОДИЮ ГРЕХ, ИЛИ СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ САМИ СОБОЙ, А ЧАДОРОДИЕ ТОЖЕ САМО ПО СЕБЕ? ИТАК, ИМЕТЬ ЛИ ПО 10-15 ДЕТЕЙ, ЧТО КАЖЕТСЯ НЕРЕАЛЬНЫМ, ИЛИ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ОТНОШЕНИЙ, ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОНТРАЦЕПТИВЫ (НЕ АБОРТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ)?

Скажите, а чего вы будете лишены в вашем общении, если еще год или другой воздержитесь от вступления в брак, зная, что эти первые наступающие годы супружеской жизни, вы вынуждены будете воздерживаться от чадородия? Не достойней ли, не выше ли, не о большей ли любви вашей будет свидетельствовать это бытие вместе рука об руку, конечно в любви друг с другом, конечно, в общении, во взаимном попечении, но без того дополнительного, без тех подпорок, которые даются телесным, плотским союзом мужчины и женщины? Ведь он только тогда оставляет совесть чистой и ложе непорочным, когда не существует ради одной только телесной или душевно-телесной приятности, или жестче сказать удовольствия, наслаждения. Когда в нем уравновешена и радость, и необходимые бремена, и счастье предания друг другу, и попечение о могущем родиться младенце, или о жене, ожидающей этого младенца.

Всякое отсечение важнейшей стороны брака — чадородие — будет очень опасно для молодой семьи, может повести к разделению, росту эгоизма, семейного эгоизма, когда два человека существуют только друг для друга, не желая видеть остальной мир. Куда как лучше, пока нельзя стать семьей вполне, побыть еще женихом и невестой. Никто же вас не лишает этой возможности, а потом, ничего не имея за душой, никак не стыдясь совести, сочетаться церковным браком.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой великомученицы Татианы при МГУ

ЦЕРКОВЬ СЧИТАЕТ АБОРТ ГРЕХОМ. А ЕСЛИ ЕГО ДЕЛАЕТ ДЕВОЧКА? ЗАЧЕМ ЛОМАТЬ ЖИЗНЬ СЕБЕ, СВОИМ БЛИЗКИМ И САМОМУ РЕБЕНКУ? ТЕМ БОЛЕЕ ОНА ДАЖЕ НЕ ЗНАЕТ ОТЦА. А ПОДНИМАТЬ РЕБЕНКА ОДНОЙ В НАШИХ-ТО ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ...

Не только Церковь, но и многие современные ученые, нецерковные и нерелигиозные люди исходят из того, что жизнь человека начинается с момента зачатия. И то, что появляется после зачатия, — это уже не «что», а «кто» — человек! Поэтому он имеет право жить. Лишить его этого права не может никто.

Отношение к ребенку, находящемуся во чреве матери то же, что и к ребенку уже родившемуся. Наверное, будет дико слушать объяснения женщины, убившей своего ребенка после родов из-за экономических трудностей. Или пытаться понять женщину, которая решает убить своего уже родившегося ребенка, потому что не знает, кто его отец. Вы, конечно, назовете эту мать убийцей.

Если можно убивать уже родившихся детей, то можно делать аборты; если родившихся детей убивать нельзя, то и нельзя аборты делать, потому что у еще не родившегося ребенка уже бьется сердце, работает мозг; у него уже есть бессмертная душа и судьба, уготованная Богом.

Что же делать 13-14-15-летней девочке, если ее не научили «добрые» дяди и тети из ассоциации планирования семьи безопасному сексу и она забеременела?

Рожать! И этим искупить свой грех и этим исправить свою жизнь, которую она сломала грехом. Рожать, а не доламывать свою душу, совершая после одного смертного греха (блуда) еще один смертный грех — детоубийство.

Рождение ребенка и его воспитание будет плодом покаяния. Это кажется трудным? Еще труднее будет жить девочке, если она в свои 13-14-15 лет станет не только блудницей, но и убийцей. А если будет совсем трудно, нужно просить о помощи у Того, Кто дал этому ребенку жизнь. Он не оставляет такие просьбы без ответа. Он пошлет и средства, и людей, и вразумление.

Прот. Аркадий Шатов

НЕ ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО ГОВОРЯТ ОПЫТНЫЕ ДУХОВНИКИ, СТАРЦЫ О ПРЕДОХРАНЕНИИ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ? ЭТО, ПО-МОЕМУ, КАК-ТО НЕ ПО-ХРИСТИАНСКИ, ГРЕШНО, НО МНОГИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ СЕМЬИ ЭТО ИСПОЛЬЗУЮТ ИЗ-ЗА МАТЕРИАЛЬНЫХ, ЖИЛИЩНЫХ И ПРОЧИХ ТРУДНОСТЕЙ, СВЯЗАННЫХ С МНОГОДЕТНОСТЬЮ.

Вы в своем отношении к предохранению в целом правы, и все же не стоит нам все-таки слишком прямолинейно об этом судить. Официальное, одобренное в 2000 году Юбилейным церковным собором Русской Православной Церкви, мнение на этот счет, тоже «нелинейное». Прочитайте — несмотря на некоторый канцелярский стиль, мне кажется, этот документ исчерпывающе отвечает на Ваш вопрос.

Вот текст: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту.

Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя.

Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время.

Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5).

Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего об охранении и укреплении семьи» (ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, Глава XII. Проблемы биоэтики, п.3).

ОДНАЖДЫ В ОДНОМ ПРАВОСЛАВНОМ ФОРУМЕ БЫЛА ДИСКУССИЯ О ПРЕДОХРАНЕНИИ. Я ЗАДАЛА СВЯЩЕННИКУ ВОПРОС НА ЭТУ ТЕМУ, И ОН ОТВЕТИЛ, ЧТО СУПРУГИ, НЕ МОГУЩИЕ ПО КАКИМ-ЛИБО ПРИЧИНАМ ЗАЧАТЬ РЕБЕНКА, ДОЛЖНЫ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ, В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ КАЛЕНДАРНЫМ МЕТОДОМ. Я С ЭТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИ АБСОЛЮТНО СОГЛАСНА, НО В СВОИХ СОМНЕНИЯХ Я ЗАДАЛА ВОПРОС В ФОРУМЕ: ЕСТЬ ЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫХОДЯТ ИМЕННО ТАК ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ? И КАК ОНИ РЕШАЮТ СВЯЗАННЫЕ С ЭТИМ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ С СУПРУГОМ? МНЕ ОТВЕТИЛИ МНОГИЕ, И БЫЛО ДВА ВАРИАНТА ОТВЕТА — ОДИН «ДА, ПРЕДОХРАНЕНИЕ — ЭТО ГРЕХ, НО МЫ ЛЮДИ СЛАБЫЕ, И ПРЕДОХРАНЯЕМСЯ, И ПОСТОЯННО КАЕМСЯ», И ДРУГОЙ — «ПРЕДОХРАНЕНИЕ — НЕ ГРЕХ, И МЫ ПРЕДОХРАНЯЕМСЯ И ТАК ХОДИМ К ПРИЧАСТИЮ». ЕЩЕ БЫЛ ПРИВЕДЕН ПРИМЕР ОДНОЙ СЕМЬИ, В КОТОРОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУПРУГИ ВОЗДЕРЖИВАЮТСЯ, И ЭТУ СЕМЬЮ ЗНАЛИ ПОНАСЛЫШКЕ ВСЕ. СПРАШИВАЯ У СВОИХ ВЕРУЮЩИХ ДРУЗЕЙ, Я ВЫЯСНИЛА, ЧТО НИКТО НЕ ПОСТУПАЕТ ТАК, КАК МНЕ РАЗЪЯСНИЛ СВЯЩЕННИК, ХОТЯ МНОГИЕ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТО ПРАВИЛЬНО. ВЫХОДИТ, ЧТО ЛИШЬ ЕДИНИЦЫ СПОСОБНЫ ИЗБЕЖАТЬ ГРЕХА ПРЕДОХРАНЕНИЯ? ВЫХОДИТ, ЧТО ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ, КОТОРЫХ БОЛЬШИНСТВО, ПОСТОЯННО ЖИВУТ В СМЕРТНОМ ГРЕХЕ? КАК ТАКОЕ ВОЗМОЖНО, ВЕДЬ ГОСПОДЬ НЕ МОЖЕТ ТРЕБОВАТЬ ОТ НАС НЕВОЗМОЖНОГО?

Во-первых, предохранение не СМЕРТНЫЙ грех — конечно же, если под словом «предохранение» не подразумевается та или иная форма аборта.

Во-вторых, я смею утверждать, что знаю, как минимум, несколько семей, где поступают так, как говорит Ваш священник: либо воздерживаются (это далеко не всегда препятствует семейному счастью и любви), либо не боятся рожать (что, конечно же, реже — в силу общего нездоровья), либо пользуются этим самым календарным методом.

Это не такая уж редкость, и Господь, конечно же, не требует от нас ничего невозможного… Однако есть множество случаев, когда требуются от нас и действительно «невозможные» поступки.

Вспомните, сколько людей УМЕРЛИ за Христа — разве это легче, чем рожать или воздерживаться? Между тем среди мучеников были и те, кто почитали свою смерть за счастье!

Вообще, хотя проблема, о которой Вы пишете, конечно же существует, но мне кажется, есть здесь все-таки некое искусственное преувеличение. Есть намного большие проблемы в той же семейной жизни, мы в супружестве намного чаще грешим уклонением от воспитания детей, взаимной холодностью, взаимной бранью, ссорами с родственниками и многими, многими еще поступками и мыслями. А воздержание… У нас, например, несколько лет было так трудно с детьми, такие были болезни у них, что о подобных вещах мы даже не думали: хотелось просто поспать, поесть, просто выйти из дома и сходить куда-нибудь! И какая благодать сейчас, когда дети чуть подросли, стали немножко самостоятельнее и с ними можно общаться, читать книжки…

В заключение хотел бы сказать еще: по-моему, не следует любое ограничение, предложенное человеку христианством, воспринимать как ограничение в радости. Наоборот — это приглашение к радости новой, более высокой. Но об этом лучше почитать какого-нибудь более яркого и интересного автора, чем я.

Владимир Гурболиков

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ГРЕХОМ ПРЕДОХРАНЕНИЕ ОТ БЕРЕМЕННОСТИ, ЕСЛИ ЕСТЬ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ДЕТЕЙ И ДЛЯ РОЖДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКИХ (А ВЕДЬ МОЖЕТ РОДИТЬСЯ ЕЩЕ ЧЕЛОВЕК 10 БЕЗ ПРЕДОХРАНЕНИЯ — МЫ МОЛОДЫ И ЗДОРОВЫ) ПЛОХИЕ УСЛОВИЯ — МАЛЕНЬКАЯ ХРУЩЕВСКАЯ КВАРТИРА, НЕБОЛЬШАЯ ЗАРПЛАТА У МУЖА, ПОЧТИ НЕТ ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ РОДИТЕЛЕЙ. И МУЖ ТОЖЕ НЕ ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ДЕТЕЙ. КАК ЖЕ ПОСТУПИТЬ?

Дело прежде всего, в том, что эту проблему супругам сложно решить в-одиночку, без совета с духовником, знающим ситуацию в Вашей семье. Ведь здесь — Вы, наверное, сами понимаете — как говорится, «возможны варианты», и выбор иногда бывает нелегкий.

Например, можно сказать (и это будет, вроде бы, абсолютно верно), что шанс зачать ребенка (не необходимость зачинать, а предположение, что это может произойти всякий раз, когда вы вместе — как плод вашей любви) это для всякого христианина есть УСЛОВИЕ, без которого не может быть супружеской близости.

И если вы не можете более решиться рожать детей — живите тогда «как брат с сестрой», воздерживайтесь ради того, чтобы не было греха, ищите иного, нового, духовного совершенства — и продолжайте, любя друг друга сердцем, воспитывать ваших детишек.

Вот первый — самый строгий, но наиболее близкий Евангельской правде вероятный выбор.

Лично мне кажется, что это отнюдь не такое уж жестокое и невозможное требование. Супружеская любовь не равняется только интимности, зачастую, она проявляется вообще совершенно в иных сферах и отношениях. В конце концов, рано или поздно, исчезнет и само желание — но это не будет означать, что кончится ваша любовь и прекратится ваша семейная жизнь.

Кроме того, в самих попытках «выкрутиться», в подсчетах «безопасных» дней, использовании каких-то средств предохранения (пусть даже не-абортивных) есть какая-то искусственность, люди чего то лишаются, и в душе появляется какая-то опустошенность, что ли… Хотя, последнее — это еще больше именно мое личное мнение.

ОДНАКО: Церковь, призывая к самопожертвованию, к несению креста, всегда учитывает состояние, в котором человек находится. Задача Церкви — спасти не «122 тысячи избранных» (как в некоторых сектах), а по возможности, ВСЕХ, кто ищет Спасения.

Вот и в данной ситуации может случиться так, что воздержание окажется не по силам, что муж, например, не готов, или существует у вас иная слабость или проблема — и это окажется причиной большего греха, греха более тяжкого, нежели предохранение. Такая опасность заставляет Церковь внимательнее выслушать вас, понять ваше состояние.

Поэтому окончательное решение этого вопроса не однозначно — оно отдается на волю самих супругов-христиан и мнение их священника-духовника.

Есть ли у Вас такой духовник? Если нет — необходимо, поймите, именно НЕОБХОДИМО искать его! Нужно, чтобы ему знакомы были ваши проблемы, чтобы и Вы доверились ему, увидели в нем действительно авторитетного советчика.

И в любом случае, мне кажется, все же не пытайтесь найти «абсолютно безопасное» решение проблемы. Нельзя все время «планировать семью», хотя теперь это и модно. Может статься, вдруг появится у вас еще маленький — и Вы с мужем вдруг осознаете, что без него ваша семья лишилась бы чего-то. Что он — желанный и посланный к вам Богом — такой капризный, несуразный и слабенький — но все-таки ангел…

Подумайте еще и посоветуйтесь со священником.

Владимир Гурболиков

Недавно в телепередаче выступал с проповедью священник (если я не ошибаюсь, это был Митрополит Кирилл) на тему биоэтики (наверняка кто-то вспомнит, когда именно это было, по какому каналу). И среди прочего он сказал, что Церковь осуждает только противозачаточные средства, которые имеют прямое или косвеное абортивное действие, а по поводу всех остальных должен решать духовник, в зависимости от духовной зрелости и особенности жизни супругов. Меня это прямо-таки потрясло. Как же это, теперь использование барьерных и других неабортивных противозачаточных средств не является противоестественным и грешным, если это позволил духовник? Я всегда считала , что как и у аборта не может быть оправданий, зависящих от духовной зрелости и условий жизни женщины, так же и с использованием противозачаточных средств. Сколько вопросов не было задано на эту тему в Фому и другие сайты, ни разу в ответах я не видела оговорок в виде "ну, это зависит от вашей ситуации", потому что на эти вопросы, кажется, не может быть оговорок. Вот интересно - мучалась долго с этой проблемой, спрашивала священников, сама пыталась понять, сделала, наконец, нелегкий выбор - и на тебе, оказывается, при определенных условиях использовать противозачаточные средства можно, а оговорок у меня достаточно: и здоровье слабое, и детей больше не прокормлю да и незрелая я духовно (интересно, а это как определять). А к другим грехам тоже подход индивидуальный? Я понимаю, когда речь идет об уже совершенных грехах - анализируя их, священник пытается понять, что же именно (духовная незрелость, условия жизни) к ним привело, но сами по себе грехи не могут быть оправданы. Насколько я поняла, об использовании противозачаточных средств у Православия нет единого мнения?

Начать ответ на Ваш вопрос, очень эмоционально сформулированный и очень не простой по содержанию. Позвольте сказать словами одного из авторитетнейших иерархов нашей Церкви последнего десятилетия - Митрополита Сурожского Антония, - суждения и церковность которого, как мне кажется, у трезвомыслящих православных людей не может вызывать сомнения. Вопрос, сходный с Вашим, недавно был задан владыке Антонию, и он дал на него такой ответ.

"Один из вопросов, который ставится сейчас постоянно - это вопрос о допустимости контрацепции. И простой ответ, который дают люди большей частью непонимающие вопроса - это воздержание. Воздерживайтесь от брачного ложа, не женитесь, не выходите замуж, тогда не будет проблемы. Проблема не в этом. Проблема в том, что два человека могут соединиться духовно, душевно, телесно, до самых глубин и вместе с этим, по обстоятельствам жизни или по своему внутреннему возрастанию, дойти до какого-то момента, когда других детей производить на свет, вводить в жизнь нельзя. Есть положение, когда всякий ребенок, который будет рожден от этой четы, погибнет от голода, от мора, от обстоятельств, от той или другой болезни, которая охватила родителей. Я сейчас говорю не о дурных, оскверняющих болезнях, а о чахотке, раке или болезнях такого рода. И тогда, имеем ли мы право, вводить в жизнь ребенка, который будет наследником этой болезни или этих ужасных обстоятельств? Вопрос здесь не в том, чтобы прекратить всякое брачное общение, потому что брачное общение - это не попытка с жадностью насладиться телом другого человека, а это, как я сказал по другому поводу, момент, когда человек так преисполнен любовью к другому, что всего себя отдает, отдает душу свою, отдает телесность свою, но в чистоте. Не с жадностью, не для того, чтобы у другого человека что-то приобрести или оторвать. И вот в такие периоды, в таких состояниях - и за это меня, вероятно, многие осудят - мне кажется, что законно прибегнуть к контрацепции. То есть, не дать ребенку родиться в такие обстоятельства, где он встретит только страдания, изуродование жизни, смерть, и в жизни его ничего не будет светлого. Конечно, можно играть словами и говорить - если Бог не захотел бы, не родился бы человек. Не так просто все. Потому что Бог не насилует человека. Он нам дал свободу решать и действовать согласно своей мудрости или своему безумию. И поэтому, мне кажется, что если контрацепция не соединяется с попыткой ложных, нецеломудренных человеческих отношений между мужем и женой, а связаны с тем, чтобы не создать возможность уродливой жизни для невинного ребенка, который не виноват ни в чем, то контрацепция справедлива, она законна".

Комментируя этот ответ Владыки Сурожского Антония, хочу только еще раз обратить внимание на акценты, которые им расставлены, и сделать их несколько жестче. Итак, безусловно, во всех видах контрацепция неприемлема тогда, когда есть повод для эгоистического наслаждения телом друг друга, когда вместо того, чтобы реализовывать цель семьи, которая без деторождения является ущербной, - муж и жена, мужчина и женщина хотят без забот и без тех попечений о ребенке, которые на них лягут, пройти тот или иной период своей жизни. Конечно, контрацепция недопустима в начале создания семьи, когда молодые муж и жена решают пожить друг для друга, или для профессиональной карьеры, или для иных каких-то жизненных успехов, и ради этого отказываются от деторождения. Контрацепция неприемлема, если мы в силах, в здравии, пусть в относительном, но благополучии, а просто не хочется возвращаться к бессонным ночам, к усталости, к тому году, двум, которые нужно будет провести опять в попечении о младенце, когда радость о явлении человека в мир в этот момент куда-то уходит от нас. Это, безусловно, неприемлемо. Но об остальном мудро, с действительной, а не декларативной любовью к человеку, действительным, а не формальным исполнением канонов сказал владыка Антоний, и, проявив мужество, скажу, что я вполне с ним согласен.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой мученицы Татианы

ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ГРЕШНЫМИ «НЕТРАДИЦИОНАЛЬНЫЕ ФОРМЫ» ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БРАКЕ? МОЖНО ЛИ ВООБЩЕ РАЗДЕЛЯТЬ ДЕЙСТВИЯ В БРАКЕ НА «ХОРОШИЕ» И «НЕХОРОШИЕ», ВЕДЬ НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА УСТАНАВЛИВАТЬ ПРАВИЛА В ТАКОЙ ИНТИМНОЙ СФЕРЕ, КАК СУПРУЖЕСТВО, КОТОРОЕ ЕСТЬ ВЕЛИКАЯ ТАЙНА?

Начнем с конца вопроса. Да, любые действия человека можно разделять на «хорошие» и «нехорошие», точнее — на добродетель и на грех. Только, конечно, Вы правы: нам с вами, слабым и ограниченным людям, нельзя «устанавливать правила». Но то, что «никто не имеет права» эти правила устанавливать — это вопрос спорный. А Бог? Разве Тот, Кто нас с вами создал, Кто дал нам жизнь, Кто дал нам спутника жизни, разве Он не имеет права установить те правила, по которым нам следует жить? Согласитесь, что лучше художника никто не сможет объяснить, как писать картины. Кто лучше Бога-Творца земли сможет объяснить, как лучше на этой земле прожить?..

Так вот, если мы с вами христиане, то нам следовало бы руководствоваться христианскими критериями в нашей жизни. А древнейшая христианская традиция всегда считала, что одной из существенных целей христианского брака является продолжение человеческого рода. Эта позиция нашла отражение и в современном нам православном чине браковенчания, древность которого в своей основе восходит к первому тысячелетию. Образы семей из Ветхого Завета — Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Рахили — семей праведных и многодетных, ставятся нам, христианам, в пример.

Так что, наверное, Вы и сами можете сделать вывод относительно тех способов половой близости, о которых Вы задаете вопрос: чем дальше от цели брака, установленного Богом — не дальше ли от Бога?..

Вообще, нацеленность на легкость, удовольствие, своего рода гедонистский, «наслажденческий» подход к жизни — все это с трудом вписывается в образ жизни евангельский (перечитайте Евангелие!): «Царство Небесное силою берется (а по-славянски звучит лучше: «нудится»), и употребляющие усилие восхищают его».

Найдите книгу отца Глеба Каледы «Домашняя Церковь», он очень хорошо пишет о том, какой должна быть христианская семья. Еще купите брошюрку «Неудачное замужество... История одного печального опыта», книга только что появилась в продаже. Это исповедь женщины, на себе испытавшей, что такое «невыносимая легкость бытия». (Все книги можно купить в магазине «Православное слово», Пятницкая, 51/14).

Д.С.

КАК СОБЛЮДАТЬ ПОСТ И ПОСТНЫЕ ДНИ ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ?

Вообще, за ответами на вопросы, связанные с разрешением индивидуальных проблем духовной жизни, лучше обращаться к духовнику. Личный режим поста, безусловно, относится к важнейшим проблемам жизни православного христианина. Никто не сможет дать более умудренный и исчерпывающий ответ, который бы учитывал все стороны Вашей жизни — никто, кроме человека, который хорошо Вас знает и «ведет» Вас по жизни.

Тем не менее, учитывая ту ситуацию, что в наше время многие православные испытывают затруднения с духовным руководством, можно попытаться дать общие рекомендации, которые, опять-таки, хорошо бы сверить с мнением духовника. Церковь всегда с пониманием относилась к трудностям больных людей — для них всегда делались послабления в посте, вплоть до его полной отмены, если этого требовала реальная жизненная ситуация, но ни в коем случае не блажь и не прихоть. Беременность, кстати, также как и кормление грудью, по исключительности положения будущей мамы часто превосходит болезнь, поэтому и требования Церкви к беременным и кормящим очень смягченные. Если говорить о посте в пище — то среди современных авторитетных духовников распространена традиция, согласно которой обязательный пост на будущих мам вообще не распространяется: Вы кушаете то, что полезно Вам и Вашему ребеночку, а ограничения в пище — по Вашим силам, возможностям и желанию. При этом следует только по-прежнему воздерживаться от пищи и питья с 12 часов ночи перед причастием.

Но не следует забывать, что пост — это не столько отказ от пищи, сколько отказ от удовольствия. Поэтому беременная мама может поститься не слабее иного здорового мужчины — если воздержится на время беременности от пустого смотрения телевизора, от праздных пересудов, если будет сдерживать часто пошаливающие нервы, если силы души, себя всю, «переключит» на внутреннюю обращенность к Богу с молением о помощи в таком нелегком деле как рождение и тем паче воспитание человека. Если в результате такой настрой души и образ жизни приведет к осознанию необходимости молитвы и частого причащения — то, значит, Вы поститесь правильно, вне зависимости от того, что едите.

И еще. Подлинно добрым постом для молодых супругов, в то время, когда мама носит внутри себя образ и подобие Божие, было бы воздержание от половой близости. Но с этим вопросам — точно к духовнику.

Д.С.

КАКОЙ СМЫСЛ ИМЕЕТ «ОЧИЩЕНИЕ» ЖЕНЩИНЫ ПОСЛЕ БЕРЕМЕННОСТИ? РОЖДЕНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА СВЯЗАНО С ГРЕХОМ И СМЕРТЬЮ, НО ВЕДЬ ХРИСТОС ОЧИСТИЛ И ОСВЯТИЛ БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕКРАСНЕЙ И ДОСТОЙНЕЙ, ЧЕМ НОСИТЬ В СВОЕМ ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА, ПУСТЬ ОБРЕЧЕННОГО НА СМЕРТЬ, НО ВЕДЬ И НА ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ ТОЖЕ! ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЧИЩЕ ЖЕНЩИНЫ, УЖЕ ОЧИЩЕННОЙ СТРАДАНИЯМИ РОДОВ? ЧТО ЗНАЧИТ «НАПОМИНАЮТ ЕЙ О СМИРЕНИИ»? В ТАКОМ СЛУЧАЕ НИКТО И НИКОГДА НЕ ДОЛЖЕН ПРИЧАЩАТЬСЯ, ЕСЛИ РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА, ПОЯВЛЕНИЕ НОВОЙ ЖИЗНИ НАПОМИНАЮТ О СМИРЕНИИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ДРУГИЕ СОБЫТИЯ В ЖИЗНИ. В КНИГЕ БЫТИЯ НАПОМИНАНИЕ О СМИРЕНИИ ОТНОСИТСЯ НЕ ТОЛЬКО К ЖЕНЩИНЕ, НО И К МУЖЧИНЕ (3.17). ДА И НЕ В ЭТОМ ДЕЛО. ЧЕМ ЛИШЕНИЕ ПРИЧАСТИЯ МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО СО СМИРЕНИЕМ, ВЕДЬ ЭТА ПИЩА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ИМЕННО ДЛЯ СЛАБОГО ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ПРИЗНАЕТ СЕБЯ НЕДОСТОЙНЫМ ПРИНЯТЬ ХРИСТА. НЕ САМЫЕ ЛИ ПОДХОДЯЩИЕ МОМЕНТЫ ПОСЛЕ РОДОВ ИЛИ В КРИТИЧЕСКИЕ ДНИ, КОГДА ЖЕНЩИНА ОСОЗНАЕТ СВОЮ СЛАБОСТЬ, СВОЮ НЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЖИТЬ БЕЗ СИЛЫ, КОТОРУЮ ЕЙ ДАЕТ ХРИСТОС? НЕ САМЫЕ ЛИ ПОДХОДЯЩИЕ ЭТО ДНИ, ЧТОБЫ МОЛИТЬСЯ В ХРАМЕ И ПРИНИМАТЬ ТЕЛО И КРОВЬ ХРИСТА? НЕУЖЕЛИ ЦЕРКОВЬ ДО СИХ ПОР ЖИВЕТ ПО ЗАКОНАМ ЛЕВИТА? ПРОСТИТЕ ЗА ИРОНИЮ, НО, МОЖЕТ БЫТЬ, СТОИТ ПОСЛЕ РОДОВ ПРИНОСИТЬ В ЖЕРТВУ ГОЛУБИЦУ У СЕБЯ НА ДОМУ, РАЗ НЕ ПОЗВОЛЕНО ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В ХРИСТОВОЙ ЖЕРТВЕ НА ЛИТУРГИИ?

«Девочкам может быть небесполезно знать, что правила, запрещающие женщине в определенные времена приступать к Святому Причащению, составляют часть более общего правила, запрещающего в нормальных обстоятельствах — т. е. когда нет опасности внезапной смерти — любому, имеющему какое-либо истечение крови, приступать к Причастию Святых Тела и Крови Христовых. «Ничто из того, что только естественно (т. е. не вызвано страстью), не греховно», — говорит святой Иоанн Златоуст». (»Мысли о детях в Православной Церкви сегодня», сестра Магдалина, Издание Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, М., 1992).

Эти беседы проводились в монастыре св. Иоанна Крестителя в графстве Эссекс в Англии монахиней Магдалиной, духовной дочерью архимандрита Софрония (Сахарова).

Как видите, обычай не приступать к Причастию в моменты сильного кровотечения (кроме случаев опасности для жизни) в равной мере распространяется и на мужчин. И если человек НЕ СПОСОБЕН ПРОЖИТЬ без силы, которую дает ему Причастие — то никто ему в Причастии не откажет.

Возможно, более полный ответ, который мы приводили и на который Вы ссылаетесь, не смог Вас полностью убедить — но дело в том, что далеко не каждое церковное установление выглядит с точки зрения человеческой логики убедительным. Протестанты, например, восстают против крещения младенцев — и с точки зрения человеческой, де-сакрализованной, они очень логичны. А какого-то мистического, тАинственного объяснения возмущающему Вас запрету мы не знаем.

Может быть, все-таки стоит просто довериться в этом вопросе церковной традиции?

Владимир Гурболиков

Действительно, вопрос о послеродовых молитвах женщины, входящих в чин очищения, — вопрос, который встает перед многими современными воцерковляющимися людьми. Какой главный смысл в этом очищении, который сочетается со словами церковной молитвы?

Прежде всего, мы не должны забывать о том, что так или иначе, но деторождение, равно как и зачатие ребенка, в этом падшем мире искажено грехом. Что мы живем не в естественном, а противоестественном мире, в котором скорби деторождения -есть последствие нашего грехопадения; котором зачатие новой жизни в этот мир неизбежно связано с тем или иным элементом похоти, как бы духовно и высоко ни относились супруги друг к другу. И то, что в момент начала бытия новой жизни, в момент, когда новый человек пришел в мир, он и его мать освящаются от всего того недоброго, греховного, нечистого, что было сопряжено со всем предродовым периодом и периодом родов, освящаются молитвой Церкви, — это как раз не пренебрежение женщиной, не название и не поставление ее как нечистой, а материнская и отеческая любовь Церкви по отношению к ее в немощи пребывающему чаду.

Ну, а еще, есть и некоторая церковная педагогика. То, что женщине предписывается эти первые послеродовые дни, как раз делать не то, что вы ее призываете: сразу бежать в храм, сразу исповедоваться и причащаться. А, прежде всего, прилепиться душой, сердцем, телом к своему младенцу, не оставлять его ни в коем случае, — в этом есть еще и мудрость Церкви, церковная педагогика. Церковь говорит матери: Сейчас ты, прежде всего, будь со своим ребенком. Ты ему нужнее, в этом есть твое дело, твое церковное послушание. После будешь ходить в храм, исповедоваться и причащаться, а пока забудь себя ради собственного чада. И о грехах своих забудь — будь вместе со своим младенцем.

О том, что нет никакого гнушения женщиной в послеродовой период, мы знаем из правил церковных, которые говорят, что в случае угрозы жизни матери, каких-либо особенных обстоятельств, она без сомнения допускается и до исповеди, и до принятия Святых Христовых Тайн.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма Святой великомученицы Татианы при МГУ