Что такое гражданский брак?
В прошлых номерах газеты мы начали разговор о духовных проблемах современной семьи, ведь здоровая семья — это здоровая нация, сильное государство. Продолжая эту тему, сегодня мы будем говорить о браке. Что думает Церковь о нем? Своими мыслямии и переживаниямми на эту тему с читателями делится иерей Василий Вольский, руководитель отдела по духовному образованию и катехизации Мурманской и Мончегорской епархии.
— Батюшка, что такое гражданский брак?
— Мы живем в такое время, когда у большинства людей совершенно отсутствуют четкие понятия о добре и зле. Сознание искажено, помрачено грехом. И это наше извращенное сознание отражается прежде всего в нашей речи, лексике, который мы пользуемся, — повсеместно происходит подмена понятий. Гражданским браком называется брак, заключенный по законам данного государства. Супруги, заключившие брак, имеют соответствующий документ, удостоверяющий его законность. Однако на извращенном языке современного общества «гражданским браком» называется незаконное блудное сожительство, причем эта болезнь захватила сейчас и старых, и малых,
Самое страшное: люди не осознают, что это грех. Как-то в храм пришла женщина, обратилась ко мне с одним вопросом. Из беседы с ней выяснилось, что она состоит в так называемом «гражданском браке». А ее вопрос был связан именно с этим. Я сказал, что это не брак, а на языке Церкви это блуд. Тут она как закричала на весь храм: «Как Вам не стыдно, Вы меня блудницей назвали, я никогда блудницей не была!»
И многие рассуждают примерно так: «Раз мы свободные люди, по добровольному согласию сошлись — никакого греха нет». Про таких людей говорят обычно: «Сошлись, живут». Такие «сходки» бывают обычно у собак или кошек.
— Батюшка, многие считают, что сейчас слишком тяжелое время для создания семьи, никто ни в чем не уверен. Некоторые просто вступают в сожительство, и они сами, и их родители считают, что это нормально. Так ли это?
— Вся беда в том, что у нас нет веры, нет страха Божьего — страха отпасть от Бога, нет упования на Промысел Божий. С Богом любые трудности переживаются легко. Брак перестал быть святыней. А то, что молодые люди боятся создавать семью, — это результат бездуховного воспитания детей. Нет доверия к человеку, с которым можно было бы прожить жизнь. Ведь вступление в брак — это всегда риск: узнать глубоко друг друга до брака вряд ли возможно. Семья — это еще и крест, семейная жизнь — крестоношение, и для нее необходимы такие качества, как терпение, мужество, прощение, смирение. Семья — это прежде всего труд, настоящая семья — это аскеза. А к подвигам современный человек не способен.
К сожалению, порой родители толкают детей на блуд: «Поживите, присмотритесь друг ко другу, а потом зарегистрируетесь, а если нет — разойдетесь». Это — страшный грех. И грех тем родителям, которые советуют своим детям «пожить — посмотреть — присмотреться».
В нашей Церкви такие отношения традиционно воспринимаются как блуд. Об этом мы можем прочитать, например, в правилах святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийский, вселенского учителя Церкви (IV век). Правило 6 гласит: «Любодеяния посвященных Богу (то есть крещенных. — Прим, авт.) да не обращаются в брак, но всячески да расторгается их совокупление. Ибо сие и для утверждения Церкви полезно, и еретикам не даст случая укорять нас в том, что якобы привлекаем к себе попущением греха». И в 26 правиле святитель Василий говорит: «Блуд не есть брак и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, если возможно. Если же всемерно держатся сожителя, то да примут епитимию блуда, но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет». А епитимию святитель Василий установил за блуд такую: «Блудник семь лет да не причастится Святых Тайн».
Сейчас грех становится нормой и люди пытаются обвинять Православную Церковь в том, что ее нравственные установки и правила устарели, их пора менять или делать исключения. Но тогда Церковь не будет Церковью Христовой, это будет церковь Антихриста.
— Сейчас некоторые не торопятся заключить официальный брак. Пожил с одной, пожил с другой, сошелся с одинокой, имеющей ребенка, — это обычное дело; к чему это может привести?
— К смерти души, к вечной муке, если человек не покается. Апостол Павел пишет: «...блудники... Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9-10). Нет ничего удивительного, что многие юноши и девушки не хотят создавать семью. Семья — это труд, а трудиться молодежь не приучена. Семья — это ответственность, А этого как раз страшатся молодые люди. Человек, который постоянно грешит, оказывается в плену своей страсти, становится одержимым, рабом греха: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8, 34). А раб, как известно, ничего не имеет своего. Человек перестает быть личностью, перестает быть человеком.
— На что должен себя настраивать юноша, серьезно решивший создать семью. Как выбрать верную спутницу жизни?
— Юноша, как и девушка, должен настраивать себя на спасение. Ведь семья — это один из путей спасения, и этим путем идет большинство людей. Наш чин венчания в символах показывает, что ожидает человека: венцы — это не только венцы царские, это и венцы мученические (не случайно поется: «Святии мученицы...»); общая чаша вина — это общие радости и горести. Не на удовольствия нужно настраивать себя, а на труд, на ответственность за членов своей семьи.
Многие спрашивают, как выбрать спутницу жизни. Помню, моя бабушка говорила такую пословицу: «Выбирай коровушку по рогу, а девушку по роду». Некоторые скажут: «Да что там семья, я ее люблю и хочу жениться». Я тоже за то, чтобы браки совершались по любви, а не по расчету, но духовный расчет должен быть, то есть надо задать себе вопрос: «Смогу я спастись с этим человеком или нет?» Вот что в первую очередь должно волновать молодых.
По-разному люди встречаются в жизни: это находится всецело в ведении Промысла Божиего. Я, например, познакомился со своей супругой в храме. И знаю несколько пар, которые тоже в храме познакомились.
— Сейчас девушки чаще всего лишены каких-то религиозных и нравственных понятий. Они чувствуют себя слабыми, растерянными и больше всего на свете желают выйти замуж. Некоторые ради этого пытаются -«привязать» к себе юношу сожительством или даже беременностью. Правы ли они?
— Конечно, девушки, которые так поступают, не правы. Во-первых, семейная жизнь не должна начинаться с греха, с блуда. Самое главное в семье — это духовный союз мужа и жены, а не плотские утехи, которые рано или поздно, но прискучат. Во-вторых, скорее всего, юноша, с которым девушка впала в блуд, бросит ее. Этот закон жизни и описал Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза». И мне много раз приходилось слышать подобные истории на Исповеди. Таким образом еще никто никого не удержал. То есть можно четко сказать: самый быстрый способ расстаться со своим парнем — это впасть с ним в грех блуда.
Как вести себя девушке, желающей выйти замуж? Какие обязанности возлагает на нее замужество?
— — Как вести себя девушке, желающей выйти замуж? Как подобает христианке: бегать от греха, от огня. Замужество налагает очень серьезные обязанности: по отношению к мужу — быть ему помощницей в спасении, по отношению к детям — воспитывать их в вере и благочестии.
— Многие расписываются в ЗАГСе, но не венчаются, хотя оба и крещеные. Как Церковь смотрит на такие союзы? В чем смысл венчания?
— Еще не так давно русский человек не мыслил создать семью без Божиего благословения, которое подается через Таинство Венчания. Даже в советское время люди венчались. У нас на левом клиросе была певчая Анна Михайловна (Царство ей Небесное). Родом она из Вологодской области. И она рассказывала, что в их деревне церкви уже не было, а жених звал замуж без венчания (он был коммунистом). Она сказала: «Без венца замуж не пойду». Тогда ему пришлось везти ее за несколько километров, чтобы обвенчаться. Вот как поступают православные христиане. К сожалению, в XX веке в России был разрушен народной жизни, прерваны традиции. Церковь с уважением относится к браку, заключенному по законам данного государства, и не считает его блудным сожительством (об этом сказано в «Основах социальной концепции РПЦ»), но все же семья начинает свою полноценную жизнь лишь после Таинства Венчания. И верующие люди, которые состоят в невенчанном браке, ощущают свою ущербность, они даже каются в этом на Исповеди. Я знаю, что некоторые батюшки говорят, что венчаться не обязательно, достаточно гражданской регистрации. Но надо сказать честно: это мнение расходится с традицией нашей Церкви.
Если мы призываем Божие благословение на маловажные в духовном плане (например, квартиры, поездку, экзамены), то тем более помощь Божия необходима в таком важном деле, как брак. Через Таинство Венчания супруги получают благословение Церкви, Божие благословение на создание семьи. Не просто семьи (юридически оформленной), а семьи христианской, духовной. Через Таинство Венчания семья становится малой Церковью, у супругов появляется общая цель — взаимная помощь на пути к спасению. В Таинстве Венчания обоим супругам сообщается реальная сила — благодать, столь необходимая для счастливой семейной жизни.
Теперь подумайте: если люди не хотят венчаться и противятся Божественной благодати — грех это или нет? Ответ очевиден.
— Некоторые все же венчаются, но без Исповеди и Причастия. Ни до, ни после в храм не ходят, детей в благочестии не воспитывают. Как надо относиться к этому Таинству, готовиться к нему?
— Исторически Таинство Брака находилось в тесной связи с Таинством Причащения. В древней Церкви Брак освящался молитвой и скреплялся Евхаристией. Очень важно накануне Венчания исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн. Некоторые стараются причаститься в день Венчания, но ведь день Причастия нужно стараться проводить в тишине, богомыслии. Думается, что в день свадьбы вряд ли удастся избежать суеты, волнения, шума.
И еще надо знать: венчаться нужно до начала совместной жизни. Верующие люди не могут помыслить супружеские отношения без Таинства Брака. Поэтому после гражданской регистрации в этот же день надо и повенчаться. Но надо учитывать, что Венчание совершается, согласно Уставу Церкви, не каждый день. Об этом можно прочитать в любом православном календаре.
— «Браки совершаются на небесах». Но теперь под лозунгом свободы заключаются случайные союзы. Надо ли брать благословение на вступление в брак и у кого?
— Ничего случайно в нашей жизни не бывает. Все, что происходит с нами, бывает или по Промыслу Божьему, или по Божьему попущению. Поэтому, действительно, «браки совершаются на небесах». И в это надо верить. Если бывают какие-то трудности в семейной жизни, не складываются отношения, то верующий человек не должен сожалеть, что не на той женился или не за того вышла замуж, а он должен твердо верить, что именно эта жена или этот муж посланы тебе Богом для спасения, значит, по твоим грехам ты заслуживаешь именно такого супруга или супругу. И еще хочу сказать: если супруги венчанные, то они уже не могут, просто не имеют права друг друга не любить. Их союз подобен союзу Христа и Церкви. И осквернить этот союз, надругаться над Божественной благодатью — большой грех.
Благословение на брак берут у своего духовника (если таковой есть) и традиционно — у родителей. «Молитвы родителей утверждают основания домов», — сказано в Священном Писании. Родительское благословение имеет великую силу. Не случайно раньше, если кто-то из родителей был против намечавшегося брака, такой брак не венчали.
— Отец Василий, что бы Вы посоветовали людям, желающим создать семью?
Сейчас многие люди испытывают трудности в семьи, возникают вопросы: где познакомится, на ком жениться? Это понятно: мы живем в такое время, когда людей все разъединяет: социальное положение, воспитание, образование, достаток. И объединить нас может только Господь, только вера. Поэтому пожелать бы я хотел тем, кто хочет вступить в брак, искать верующего спутника жизни. Молиться, чтобы Господь послал такого человека, с которым возможно спастись. А если не находится такой человек, то положиться на волю Божию: может быть, кому-то и не надо вступать в брак — ведь у Господа для каждого человека уготован свой путь надо его почувствовать и по нему.
Беседовала Галина Сиротинская