Кому доверить православного ребенка?
Источник:Милосердие.ру
Все родители стремятся к тому, чтобы разнообразить досуг своих детей. Для этого в Москве существует множество детских студий и кружков. Верующие же родители стремятся еще и к тому, чтобы с их детьми занимались православные педагоги в окружении других детей из воцерковленных семей. Заведений, удовлетворяющих обоим требованиям, оказалось не так уж много. Из них мы отобрали наиболее интересные и стоящие и побеседовали с преподавателями.
Следопыты
Если отвлечься от идеологии, пионерская организация была не столь уж плохим изобретением. Она служила своего рода «громоотводом» детской энергии и времени, которое иначе ушло бы на лоботрясничанье. Однако многие «пионерские» методы работы (обучение через дело, самовоспитание, развитие самостоятельности ради служения родине и ближним) не были оригинальными. Они были позаимствованы у скаутов, или разведчиков, еще их называют следопытами.
Скаутское движение появилось в Великобритании в 1907 году, его основателем был генерал-майор в отставке Роберт Баден-Пауэлл. Еще до этого, в ходе одного из сражений Англо-бурской войны, он додумался использовать ловких мальчиков в качестве разведчиков. В России скауты появились в 1909 году, организацию создал штабс-капитан Русской армии Олег Иванович Пантюхов. Три скаутских принципа — любовь к Богу, Родине и ближнему. Членом скаутской организации был цесаревич Алексий. На флаге русских разведчиков были изображены святой Георгий Победоносец и царевич. К концу первой мировой войны организация насчитывала более 30 тысяч человек.
Сейчас в России действует Братство православных следопытов (БПС), созданное при Синодальном отделе по работе с молодежью. У него в городе несколько подразделений (отрядов), и можно выбрать тот, который удобнее по расположению или где больше понравились педагоги. Занятия проходят один-два раза в неделю, в зависимости от отряда. Преподаватели (их называют наставниками) — в основном сами бывшие скауты. Урок начинается с построения и молитвы. С детьми разбирают Священное Писание, преподают Закон Божий, рассказывают об истории России, занимаются рукоделием и спортом. В обязательную программу входит следопытство (ориентирование), детей учат вязать морские узлы, разводить костры, ставить палатки и т.д. Наставники сами определяют тему занятия. Тематика может быть морализаторской — к примеру, о вреде курения и о том, как избавиться от этой привычки. По словам наставников, подопечные сами рассказывают им о своих проблемах, например, во время выездов в лагеря, где дети раскрываются и просят о помощи.
По окончании урока дети получают различные задания — подготовить доклад на историческую тему или провести самим занятия по рукоделию (если кто-то из детей владеет техникой оригами, он может научить этому других) и т.д. Дети обязательно сами убирают за собой классы, моют посуду.
Каждый скаут выбирает себе специализацию — некие навыки, которыми он владеет на высоком уровне. Это может быть рукопашный бой, скалолазание, медицина, краеведение, церковные ремесла, журналистика и многое другое. Этим навыкам дети обучаются отдельно с преподавателями, или сами, или на специализированных занятиях в лагерях. Можно выучиться на чтеца или певчего. Для того чтобы получить специальность или разряд, необходимо сдать экзамен. Те, кому это удается, получают нашивку с отличительным знаком.
Несколько раз в год скауты отправляются в лагерь, организуют походы. Здесь день расписан по минутам, и отдых получается очень насыщенным. Дети ходят купаться, за грибами, занимаются английским, музыкой, устраивают театрализованные представления. Руководители Синодального отдела особо гордятся тем, что им удается отучить детей от дискотек. Секрет прост: на занятиях спортом и других мероприятиях ребята выматываются настолько, что ни о каких дискотеках они и не помышляют. В организации лагерей могут принимать участие и родители, тем более что никаких особых навыков здесь не требуется. Каждый занимается с детьми тем, чем умеет.
В скауты принимают девочек и мальчиков школьного возраста. Членство в организации бесплатное, но некоторые отряды берут небольшой взнос, чтобы оборудовать классы для занятий и т.д. Основная расходная статья для родителей — лагеря, но и участие в них стоит не слишком дорого. БПС обеспечивает всех синими форменными рубашками и синими галстуками с полосками цветов российского флага. Приходить на занятия нужно обязательно в них. Многие подростки становятся скаутами, чтобы найти православных друзей. В БПС берут и неверующих детей, главное — интерес к Православию. Организация очень сплоченная, дети много общаются друг с другом помимо занятий. Пресловутых «дневников добрых дел», осмеянных в английской литературе, православные скауты не ведут. «Наш принцип воспитания основан не на соревновательности, как на Западе, а на интересе к решению поставленной перед детьми задачи. Каждый хочет узнать, справится он с заданием или нет. Если он не справляется, ему приходят на помощь другие», — говорит заместитель председателя БПС диакон Михаил Першин.
Телефон отдела: 276-21-54; адрес: ул. Крутицкая, 13, проезд до ст. м. «Пролетарская».
Художества
Недалеко от станции метро «Рязанский проспект» находится обычная с виду музыкальная школа — небольшой особнячок, как и везде, мамы, в коридорах ожидающие детей с занятий. Это отдел духовной музыки Детский школы искусств имени Балакирева, созданный по благословению Святейшего Патриарха в 1995 году. Обучение построено по такому же принципу, как и в других «музыкалках» города — фортепиано, сольфеджио, хор, постановка голоса. Но вот основной предмет — клиросное пение. Принимают детей с семи лет.
Детей помладше (с четырех лет) можно записать в подготовительные классы, где учат хоровому пению и занимаются развитием речи — предмет называется «живое слово». Малыши получают всевозможные задания: с разными интонациями повторить одну и ту же пословицу, изъясниться с помощью пантомимы. Или нарисовать в уме некую картину со всеми подробностями (допустим, как они с родителями сидят летом у реки) и описать ее словами так, чтобы остальные ученики тоже это себе представили. Дети пытаются описать процесс, движение, простую последовательность событий («а потом…, а потом…, а потом…»), но преподаватель учит их именно «рисовать» словами.
На основном курсе помимо обычных музыкальных предметов преподают церковнославянский язык, основы Православия, обиход церковного пения. С четвертого класса начинают разбирать гласы.
Программа предусматривает предмет по выбору. И тут можно обучиться колокольному звону. В школе есть четыре колокола — это минимум, необходимый для обучения. Они подвешаны на переносном стояке на доступном для детей уровне. Чтобы не мешать другим занятиям, языки колоколов замазаны пластилином — это немного гасит звук. Дети занимаются теорией и практикой звона. Преподаватель — звонарь храма Христа Спасителя — берет детей с собой на колокольню.
Чтобы учащиеся школы имели возможность практиковаться, преподаватели решили построить при школе храм. Пока он не сооружен, на стройке периодически проходят общешкольные молебны. После того как храм будет построен, дети смогут петь на настоящем клиросе. Как и в остальных государственных музыкальных школах, обучение здесь длится семь лет, ежемесячная плата — 250 рублей. «Переростков» берут на платное отделение, где обучение стоит 500 рублей в месяц.
Телефон школы: 379-66-84; адрес: ул. 1-я Новокузьминская, 18, проезд до ст. м. «Рязанский проспект».
Для занятий иконописью детей с любого возраста можно отдать в студию при храме в честь образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Ведет эти курсы художник Юрий Козловский, специалист по монументальной живописи. Берут всех желающих, и часто маленькие дети приходят вместе с родителями. Но взрослым не разрешается поправлять рисунки детей. Дети учатся перерисовывать иконы с репродукций — сначала карандашом на альбомных листах, а потом раскрашивают их гуашевыми красками.
Юрий Козловский дает ученикам технику письма — на примере гуаши он показывает, как пишется настоящая икона. Он не задается целью вырастить настоящих иконописцев, а стремится приобщить детей к Церкви и развить их творческие способности. Занятия длятся по полтора часа, за это время дети, по мнению преподавателя, должны устать.
Разумеется, детские рисунки нельзя воспринимать как икону. Некоторое время назад настоятель храма, решив, что позволять детям «малевать» изображения святых кощунственно, закрыл курсы. Но однажды, когда в храме служил Святейший Патриарх Алексий II, один из учеников преподнес ему икону собственной работы, выполненную в студии. Святейшему Патриарху она очень понравилась, и он благословил занятия иконописью при храме. «Дети ведь относятся к иконам и ликам как к своим знакомым. Более живо и непосредственно, чем мы, взрослые», — считает Юрий Козловский. Надо сказать, что Козловский учит детей именно в точности копировать образы, даже у самых маленьких получаются рисунки, похожие на настоящие иконы. Занятия бесплатные, проходят раз в неделю по субботам.
Телефон храма: 951-60-34; адрес: ул. Большая Ордынка, 20, проезд до ст. м. «Третьяковская».
В художественную студию «Кадаши», открывшуюся не так давно в центре города, дети ходят на батик, занятия прикладными искусствами (мозаикой, чеканкой, резьбой по дереву), на лекции по истории искусства. Преподаватели студии — прихожане храма Воскресения Христова в Кадашах.
Батику дети обучаются на практике, даже самые маленькие (принимают детей с восьми-десяти лет) тут же получают в руки подрамник с шелком и краски для профессиональной росписи. «Это достаточно небезопасное занятие — испарения от красок вредны для легких. Но при хорошей вытяжке заниматься батиком могут все», — говорит преподаватель Наталья Новикова. По ее мнению, у детей особое чувство цвета, они не стесняются ярких оттенков, и поэтому их работы получаются даже лучше, чем у взрослых. Родители могут заниматься в группе вместе с детьми, но работать они будут независимо друг от друга. Краски учащиеся покупают сами, а шелк закупает студия.
Телефон студии: 238-24-54; адрес: ул. Малая Полянка, 7/7, стр. 2, проезд до ст. м. «Полянка».
Играем в куклы
При храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне есть кукольный театр-студия. Студией руководит Ольга Николаевна Губанова - профессиональный артист-кукловод. На репетициях настоящая рабочая обстановка. К детям здесь относятся как к серьезным артистам — никаких поблажек: репетиции длятся три часа, и все стараются выкладываться по полной. Если у кого-то устала рука от работы с наручной куклой (а здесь все куклы именно такие), то ему дают возможность отдохнуть, а в это время прогоняется другая сцена. Поставить спектакль — это нешуточное дело. На занятиях очень тщательно отрабатывается каждое движение куклы, чтобы оно соответствовало характеру героя. Ольга Николаевна учит, как показать внутренний мир через движение (например, в последнем спектакле по сказке «Морозко» есть две сестры: одна добрая, трудолюбивая девушка — она двигается очень плавно, как лебедь плывет; другая сестра злая и ленивая — движения этой куклы резкие, отрывистые). На репетициях сначала все вместе читают выбранную пьесу, обсуждают характеры персонажей. Еще здесь учат, как управлять своим голосом: зайчик говорит тоненько, а медведь басом — играть их может один и тот же ребенок. За два с половиной года было поставлено пять спектаклей — это хорошо знакомые русские народные сказки. Спектакли показывают на праздники в школах и библиотеках, с ними ездят в центр социального обслуживания, больницы и интернаты.
Наряду с обычными детьми в кружке занимаются ребята из неблагополучных семей, а также дети, проходящие реабилитацию после травм головы. Психологи не раз отмечали, что, поработав год в кукольной студии, они становятся просто неузнаваемыми: занятия помогают им избавиться от проблем в общении со сверстниками, дети, у которых были эмоциональные нарушения, начинают адекватно реагировать на окружающую обстановку.
Дети настолько увлекаются работой с куклами, что один из ребят, посещающий студию со дня ее основания, решил заниматься актерским мастерством профессионально. Над спектаклями работают дети 10–15 лет. Совсем маленькие — от пяти лет — ставят на занятиях небольшие сценки, учатся представлять характеры разных зверюшек. Репетиции проводятся два раза в неделю по вторникам с 18 до 21 и по воскресеньям с 11 до 14 часов.
Телефон студии: 325-43-03; адрес: ул. Солнечная, 2, проезд до ст .м. «Царицыно» (последний вагон из центра).
Приходы храмов во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне и Живоначальной Троицы в Борисове организовали театрально-хоровую студию под руководством иерея Константина Сопельникова, в прошлом актера. Для него студия — это способ проповеди, как среди тех, кто участвует в спектаклях, так и среди зрителей. По тематике постановки студии не отличаются от спектаклей обычных воскресных школ — о. Константин поставил «Сказание о Петре и Февронии», «У нас сегодня Рождество», теперь готовит «Мальчика у Христа на елке» по одноименному произведению Федора Михайловича Достоевского. Однако он убежден в том, что даже детский театр можно делать на хорошем уровне. Специально для спектаклей музыку пишет прихожанка храма, член Союза композиторов России, премьеры студии проходят на сцене царицынского ТЮЗа. К разработке костюмов привлекли художника по костюмам Московского кукольного театра. Но так как костюмы шьют сами родители, эскизы отбирают не слишком сложные. В постановках иногда принимают участие профессиональные актеры. Билеты на выступления не продают, а распространяют бесплатно среди прихожан и детей из пяти подшефных детских домов. Некоторые дети из этих домов занимаются в студии. По мнению о. Константина, детям можно даже доверить изображать святых, если сделать постановку красиво и со вкусом.
Телефон студии: 399-44-79, телефон храма Живоначальной Троицы в Борисове: 393-91-22; адрес: ул. Ясеневая, 33, корп. 2, проезд до ст. м. «Домодедово», далее автобусом .№298, 263 до остановки «15-й район Орехова».
Только для мальчиков
Военно-патриотический клуб «Сим победиши» при храме Святителя Николая в Пыжах был создан в противовес центрам восточной борьбы, куда молодежь привлекают занятия спортом в сочетании с восточной философией. Детей учат армейскому рукопашному бою. Этот вид борьбы зародился в воздушно-десантных войсках около 10–12 лет назад. Он вобрал в себя технику кикбоксинга, самбо, греко-римской борьбы, карате и многих других видов единоборств. Занятия клуба проходят по вечерам в спортивном комплексе у метро «Коломенская». Старшая группа встречается каждый день, кроме воскресенья, младшая — три раза в неделю. Продолжительность тренировки — три часа. За это время дети разминаются, учатся приемам борьбы, занимаются на тренажерах. Затем переходят к контактному бою. После этого они, естественно, страшно устают. Такой темп тренировок требует, чтобы подростки отказывались от курения и алкоголя. К нарушителям дисциплины применяются наказания, вплоть до телесных. Но самая распространенная санкция — 10 отжиманий. На первых тренировках разрешается присутствовать родителям.
В клуб принимают только мальчиков школьного возраста независимо от спортивной подготовки и конфессиональной принадлежности. Перед тренировками и после них проходит совместная молитва. В конце занятий тренер рассказывает ребятам об основах православной веры и о церковных праздниках. «Православная Церковь всегда была воительницей со злом. И сейчас, на фоне общего вымирания нации, очень важно, чтобы наши мальчики становились мужчинами. Чтобы пополнялись ряды православного воинства», — такую задачу ставит перед собой руководитель клуба Владимир Сергеев.
Адрес: ул, Коломенская, 5, корп. 3, проезд до ст. м. «Коломенское», выход к Музею-заповеднику Коломенское, затем в сторону Нагатинского затона. Записаться в клуб можно по тел. храма свт. Николая в Пыжах: (095) 951–3742.
Для ребят постарше при штабе Московского округа внутренних войск МВД России существует православно-патриотический клуб «Спас». Кроме занятий по армейскому рукопашному бою, который ребята просто обожают, здесь проходят интереснейшие теоретические занятия по истории оружия, рассказывается о его технических характеристиках, и — что самое главное — оружие можно подержать в руках, а летом и пострелять из него. Членам клуба выдаются специальные удостоверения для прохода на территорию воинской части. Для подростка эта солидная красная книжечка — его собственный документ — является неким признаком «крутизны». Сдав экзамен, который проводится раз в полгода, ребята получают право на ношение формы клуба. Это обыкновенная «камуфляжка» с буковкой «К» — курсант- на погонах. Но сколько радости, когда летом, с разрешения родителей, мальчики в этой форме «выезжают в поле»! В этих поездках ребята ночуют в палатке, пробегают 10 километров по пересеченной местности, могут проехать в настоящем танке и пострелять из настоящего оружия. И они ощущают, что занимаются стоящим делом.
Бессменный руководитель клуба «Спас» капитан воинской части Сергей Анатольевич Шевченко, кажется, умеет делать все. Он проводит почти все занятия. И дети, и военнослужащие его очень любят. На рабочем столе Сергея Анатольевича фотография его семьи — жены и двух маленьких сыновей, Данилы и Георгия. А рядом старый снимок его прапрадедушки вместе с молодым Буденным. Лихой казак, прапрадедушка ездил на свидание со своей невестой в село, занятое белыми. И сейчас его потомок учит своих воспитанников не пасовать перед трудностями.
Занятия бесплатные, принимают ребят с 13 лет и старше. Никакой особой физической подготовки не требуется, самое главное — желание. «С физической нагрузкой разберемся, не все же рождаются богатырями», — сказал Сергей Анатольевич. А вот если станет известно, что свои знания ребенок применяет в корыстных целях: стал более агрессивным, драчливым, обижает слабых ребят, вместо того чтобы защищать их, — его немедленно исключат из клуба.
Не менее важный человек в клубе «Спас» — диакон Алексий Заварнов. Свою задачу в клубе он формулирует так: «Человек не может перешагнуть через какую-нибудь ступень своего развития. И физически слабый, бегущий от жизни мальчик слишком легко может »сломаться«, попасть в »лапы« наркотиков или алкоголя. Ребята, занимающиеся спортом, уже не будут слабыми, но есть кое-что пострашнее! Если физически развитый парень решит избегнуть развития духовного, в фундаменте его воспитания будет невосполнимый пробел. И »здание« в таком случае обречено на разрушение. Такой человек не сможет отличить добро от зла. И роль духовного воспитателя здесь должна взять на себя Православная Церковь». И ребята, и сам Сергей Анатольевич очень благодарны отцу Алексию за его беседы. Воспитанники клуба считают их не менее важными и интересными, чем физические занятия.
Занятия проходят по понедельникам и средам, с 18:30, и длятся около часа.
Телефон клуба: 229-82-53, звонить с 13.00 до 16.00; адрес: ул. Ивантеевская, 5, проезд до ст. м. «Улица Подбельского» (1-й вагон из центра).
Анна ПАЛЬЧЕВА, Ольга БЕЛЯЕВА, Анастасия АБАЛИХИНА
«Нескучный сад» №4 (11) 2004